Часть 2.
"Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше чем я:
я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя"
Михаил Пришвин.
Покушение на Ясона
читать дальше
Не буду комментировать эту сцену детально: в ней больше социально-политического смысла, чем психологического, который меня в данный момент интересует. Хотя, пожалуй, если собирать так же по крупицам информацию о мироустройстве АнК, эта сцена для анализа будет ключевой. Может, когда-нибудь я и займусь этим, но сейчас меня интересует только динамика осознания героями своих потребностей, то есть в данном случае - изменения в осознании Ясона.
Рауль: "Ты опора синдиката, правящего Танагурой. Тебя непросто заменить. Если ты removed, основа пошатнётся. Никогда не делай глупостей, которые могут превратить тебя в Ахиллеса".
Слово removed может иметь здесь два значения "убить" и "устранить". И в таком ракурсе оно несёт оттенок скрытой угрозы. Рауль здесь снова выступает как Суперэго. В приведённой реплике заключена двойная манипуляция. С одной стороны, отчаявшись воззвать к кастовой гордости Ясона, он напоминает о его, Ясона, социальной значимости - удар ниже пояса. По принципу "не думаешь о себе, так подумай о других". Эта манипуляция уже уровнем глубже. С другой стороны - в этих же словах присутствует почти прямой намёк на то, что, в случае дальнейшего неповиновения, Ясона всё-таки придётся приструнить (устранить), а ведь без него Танагуре придётся туго... Угроза расправой и давление на социальную ответственность - два в одном. И здесь же - недвусмысленный намёк на Рики.
(Почему-то снова с использованием античной мифологии. Юпитер, Ахиллес... Хм, невольно вспоминается, что вся основная терминология психоанализа идёт оттуда же: Эдип, Электра, Эрос и Танатос...)
Вдруг подумалось: а не могло ли это покушение быть организовано Юпитер? Может, даже при участии Рауля? Заведомо неудачное, разумеется? В воспитательных целях?
Но это уже политика.
Ясон: "Рауль, я говорил тебе, что больше не намерен обсуждать с тобой Рики. До тех пор, пока я безукоризненно выполняю свои обязанности как Блонди, даже Юпитер не может вмешиваться в мою личную жизнь".
Вот так. Первый Консул реагирует не на угрозу, не на воззвание к выполнению обязанностей - на упоминание о своём любовнике. Похоже, у него понемногу вырабатывается условный рефлекс. Однако он прекрасно понял смыслы слов Рауля и ответил на оба этих смысла: я безукоризнен как Блонди, и на этом тебе не подловить меня, это раз; я и Юпитер готов послать куда подальше, не говоря уж о тебе, это два. Последнее слово остаётся за Ясоном. Жаль, что не видно выражения лица Суперэго в этот момент.
Рефлексии Гая
Оставшись без Рики, Гай упорно демонстрирует парасуицидальное поведение.
Люк: "Гай, я понимаю, что ты чувствуешь, но всё же, полегче..."
Гай: "ЧТО ты понимаешь?!"
Действительно. Люк ничего не понимает. Ему не дано. Тяжкая доля - быть Суперэго дефективного парня. Обратите внимание: во время сумасшедшей гонки волосы партнёра Гая треплются на ветру. Волосы Гая неподвижны, словно он вылил на них флакон геля. И следующий кадр - очень интересный с точки зрения символики волос. Гай спиной к зрителю. Волосы треплет ветер. Но они по-прежнему собраны в хвост. Страшная сила, всё ещё держащаяся в узде, рвётся на свободу.
Гай: "Рики... Неужели ты действительно пошёл к Блонди? Бросил нас... меня?".
К Блонди - не к Ясону. Если бы это был Гай, если бы в Гае всё ещё говорил он сам, ревность была бы персонифицированной. Но нет - Рики ушёл к Блонди. В другую касту. Туда, где всегда останется низшим. И не важно, с кем он будет проводить ночи. Главное - как низший. Поэтому "меня" в этой реплике надо воспринимать не как "меня, Гая", а как "меня, Суперэго". Мы - это не Бизоны, это мир, от которого Рики снова отказался. Мир, которому он, по большому счёту, никогда не принадлежал.
(Чуть не забыл: в самом начале этой сцены Люк говорит: "Рики снова исчез". Занятное "снова". Снова - это во второй раз? Или в третий? В пятый?.. Это говорится очень спокойно).
Гай: "Нет, не то... Это он! Он использовал грязный трюк и украл у нас Рики".
Я просто влюбляюсь в это аниме. Думаю, Фрейд бы разделил мой восторг.
Суперэго спохватывается, как перед тем спохватывался Рики (а делал он это всегда, когда в нём просыпалось Суперэго). Оно вспоминает: зло имеет персонификацию. Гай явно подразумевает Ясона, но имеет в виду Ид. И именно поэтому говорит точно те же слова, который Рики в своё время выплюнул в лицо Катце: "грязный трюк". Какая стройная параллель! Для Гая-Суперэго Ясон, Катце и Ид - это одно и то же, это сплошной ком грязного "ПЛОХО", которое надо уничтожить. Он не видит разницы между потребностями, способом их удовлетворения и персонификацией этого способа. В отличие от Рики, который начинает это понимать.
А ещё любопытна формулировка "украл его у нас". У кого что болит... В психоанализе это называют реактивным образованием: приписывание другим того, чем страдаешь сам. Суперэго Рики, видя бессмысленность увещеваний, всерьёз задумывается над силовыми методами.
Причём, заметьте, делает это совершенно синхронно с Суперэго Ясона.
Рефлексии Рики
Рики в Апатии. Курит. Сигарета не во рту и не на земле - в пальцах. Сила, но контролируемая, ещё не завладевшая ни Рики, ни ситуацией. Воспоминания плюс фаллический символ: воспоминания о сексе плюс воспоминания о силе, которую этот секс давал Ид.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что память Рики о Ясоне, в отличие от памяти о жизни в Кересе, аморфна и архетипична. Краски, в которых он представляет себе происходящее, смазаны, пастельны - это больше абстрактные образы, с которыми он так или иначе ассоциирует отношения с Ясоном как отношения пет - хозяин, чем конкретные воспоминания. И в этом смысле образы, которые он видит, очень характерны.
Разлитое вино. Воспоминания Блонди, фаллический символ Блонди, потеря контроля и беспомощность Блонди. Мы не видим Ясона, но перевёрнутый бокал говорит: происходит что-то из ряда вон выходящее. Ясон потерял контроль над собой. Он полностью поглощен своими желаниями и их реализацией. Всё, за что ему остаётся цепляться - форма этой реализации.
Ясона в кадре нет - он голос, отдалённый и равнодушный, голос безжалостного Мастера. Стандартные формулировки "ты-нехороший-мальчик". Рики в полной "экипировке" пета, со своим фирменным взглядом - напряжённая злость, граничащая со слепой яростью. Всё идёт по плану. Игра в самом разгаре, актёры разогрелись и выдают максимум того, на что способны. Ясон на пике отстранённой жестокости, Рики на пике молчаливого протеста. Это те позиции, в которых им обоим удобнее всего получать удовольствие. Архетипичные для них позиции.
Дальше - один из немногих моментов в АнК, повергающий меня в замешательство.
Ясон: "Мне снова позвать Дэррила?"
Испуг Рики. Лицо Дэррила - воспоминание в воспоминании, очень странный ход сам по себе, памятуя о том. что сейчас, в текущий момент, Рики вспоминает общие образы. Если Дэррил в самом деле так пугал его, не логичнее ли было в этот момент вспомнить конкретный случай, оправдывающий этот страх? Но Рики видит только лицо: красивое, с непонятным цветом волос и глаз, с нехорошим прищуром и ладонью, воровато прикрывающей рот - жест либо смущения, либо лживости. Задумчивый взгляд маньяка-садиста, у которого истощилась фантазия. Я уже говорил, что в аниме ничего нет просто так. Зачем здесь Дэррил? Зачем он здесь и только здесь? Шулдих в своей статье утверждает, что курьер, докладывающий Ясону о посетителях в более ранних эпизодах, и есть Дэррил. Исходя из информации аниме - не более чем вольное допущение. К тому же, на мой взгляд, Дэррил и та мебель непохожи внешне. Но что он всё-таки делает в кошмаре Рики? Почему он так предметен, почему статичен - только взгляд и ладонь у рта. Если он причинял Рики боль (что маловероятно - Рики мазохист, боль не должна быть для него чем-то особенно устрашающим - а Ясон в данном случае имеет в виду именно устрашение), то эта боль должна сейчас вспомниться. А он вспоминается лицо. Причём, учитывая форму воспоминания в воспоминании, учитывая потерявшего контроль Ясона - не исключено, что это лицо вызывает у Рики ассоциации более глубокие и дальние, чем существующие в рамках аниме. Всё больше убеждаюсь: что-то здесь нечисто.
Опять-таки, если абстрагироваться от чисто сюжетного ракурса и рассматривать Дэррила как ещё одну психологическую парадигму, то всё становится более прозрачно. Это даже объясняет, почему Дэррил для Рики - лицо. До сих пор я говорил об Ид как о чём-то добром, хорошем и славном, что только и думает, как бы сделать хозяину приятное. Но вспомним определение: Ид - дикий зверь, который рвётся на волю, даже если ему приходится рвать глотки. В описываемой ситуации-архетипе Ясон потерял контроль (кто знает, в чём это порой проявлялось физически), Рики слишком полно вошёл в роль жертвы - они оба на миг забыли, до чего опасна эта игра. Всегда остаётся риск того, что они забудут о том, что это всего лишь роли, и поверят в них. Потрясающе жестокое лицо Дэррила (по аниме мы даже не знаем, кто он - мебель, пет или даже другой Блонди - уговорившись принимать за исходник только аниме, мы ничего не можем отрицать) - это одно из лиц Ид, с которым Ясон и Рики затеяли не менее опасную возню, чем с Суперэго. И не удивительно, что именно сейчас, возвращаясь в этот сладкий ад, Рики вспоминает худшее, что в нём было - это лицо.
Следующая эротическая (в АнК вообще нет порнографии, поскольку ни разу не изображаются собственно половые органы) сцена столь же символична. Рики онанирует по приказу, удовлетворяя вуайеристские желания Ясона: его заставляют делать себе хорошо. Вспоминается ясоновское "если ты настаиваешь, я тебя заставлю"
Ясон: "Общеизвестно, что соитие петов - публичное зрелище [подразумевается - по определению - С.К.] Когда ты пет, гордость или стыд не нужны".
Не зря Рики вспоминает эти слова - он словно мысленно твердит урок, который его вот-вот спросят. А слова снова пронзительно символичны: когда ты пет, стыд и гордость не нужны. Они просто выпадают за рамки подобных категорий. Пока я хозяин, а ты пет, мы можем взять Суперэго за шкирку и выкинуть вон, потому что оно целиком состоит из понятий "стыд" и "гордость", а здесь их просто нет. Их не существует. Здесь есть только удовольствие. К которому я тебя вынуждаю.
Оргазм Рики подтверждает это. И не говорите мне, что у него на лице в эту минуту отвращение или недовольство.
Ринг, драка. К сожалению, очень трудно анализировать этот кусочек (вообще все воспоминания Рики) из-за отсутствия в аниме исходной информации. Да, мы знаем (вроде как), что подножку Рики ставит Эниф. Но в рамках аниме это не имеет никакого значения. Важнее само поведение Рики в такой ситуации, и воспоминание об этом поведении как об остатках ершистости, которую он упорно продолжал сохранять. Подозреваю, не без помощи Ясона. Не знаю, как у Блонди принято наказывать за такое поведение на людях, но должны быть какие-то санкции. Ясон же наблюдает за происходящим без неудовольствия. Не исключено, что он намеренно выгуливает Рики среди петов, давая тому выпустить пар и спроецировать агрессию, вызванную остаточным неприятием своей роли, на низших. Интересно, Рики никогда не пытался ударить Ясона? Я бы не удивился.
Тем более что следующий кадр - это именно прямая агрессия на Ясона. Если жертва сопротивляется, игра становится ещё интереснее. Ещё больше похожей на настоящую жизнь. Что интересно: за миг до укуса лицо Рики абсолютно спокойно. Потом - опять "вспомнил", как надо себя вести монгрелу. Кровь на белой перчатке, подрагивающий палец. Забегая вперёд и вспоминая каменное лицо Ясона, которому оторвало обе ноги, рискну предположить: в этом моменте боль не физическая. Возможно, минутный проблеск подозрения, граничащего с ужасом: а в самом ли деле это игра?! Не успело ли это перестать быть игрой?! Но нет: бунт был мимолётным, следовательно, формальным. Возможно, Рики в ту минуту было слишком хорошо, и он поспешил напомнить самому себе: я - жертва. Ясон тут же включается в игру и на симуляцию сопротивления отвечает симуляцией жестокости. Симуляцией - потому что после первой вспышки боли Рики почти сразу расслабляется. Хороший кадр: лица Рики и Ясона в профиль, уставшие и очень спокойные.
Какая-то девушка (это Мимея, но я этого принципиально не знаю). Удивительный кадр: когда она целует Рики, он выглядит обколотым. Взгляд абсолютно пустой, поза каталептика. Манекен. Никогда, ни разу он не был таким с Ясоном. Даже в "петятнике", и то не был. Там были хоть негативные, но эмоции. Здесь - полный вакуум. Может, Рики всё-таки убеждённый гомосексуалист? Нет, тогда было бы отвращение. Нет отвращения. Ничего нет. Девушка меркнет, уплывает, умоляюще сжав руки. Была - и нет. Смутный отголосок, эпизод, факт. Но ведь Рики вспоминает только значимые эпизоды. Чем для него значим этот? Девушкой? Или самим фактом того, что он вынужден делать нечто, что вгоняет его в ступор? Интересно, часто ли Рики "выступал" в пет-шоу? Не думаю, что Ясон был бы в восторге от перспективы делить его с кем-то, пусть даже в другим петом. Разве что для острастки. Или в качестве наказания. Или для поддержания игры - если они чувствовали, что слабнут, что не могут больше играть свои роли. Вспоминая перевёрнутый бокал в самом начале - почему нет?
Ясон: "Кольцо пета тебя больше не удерживает. Возвращайся в Керес. Я дам тебе год свободы".
Снова куча двусмысленностей. Кольцо тебя не удерживает - напрашивается вопрос, а что удерживает?.. Возвращайся в Керес - почему именно туда? Попробуй жить по-прежнему? Попробуй жить без меня? Я дам тебе год свободы - тебе, а не нам. Значит ли последняя фраза, что Ясон уже всё понял? Что для себя он всё решил? Что этот год не нужен ему, но нужен Рики, и, понимая это, Ясон согласен подарить ему этот год? Очень хочется протрактовать его слова так - потому что если сделать это, то именно данная формулировка говорит о том, что Ясон любит Рики. Его потребность удовлетворена, его проблема решена, его Суперэго заткнулось, он готов - а Рики нет. Можно было бы продолжить ломать его, но это слишком опасно - есть риск слишком вжиться в роль. Нужна шоковая терапия, ведро ледяной воды на голову - ну так получай. С моим качеством записи непонятно, говорит ли Ясон в спину Рики или в лицо. Кажется, в спину. Это можно трактовать и так: Рики уже уходит, с позволения Ясона или без него. Неужели и сам начинает понимать? И Ясон понимает, зачем он это делает - и говорит, что понимает. Развевающиеся волосы Блонди - это свобода Рики, свобода Ясона, их общая свобода друг от друга - но здесь это слово носит привкус горечи. Эта свобода, которая им не нужна. Ясон понял это ещё до того, как получил её. До Рики доходит дольше. Ну, не у всех ведь IQ переваливает за 300. Кому-то нужно больше времени для решения аналогичной задачи.
Рефлексиям конец. Рики сформировал для себя примерную модель отношений, восстановил её по памяти. Осталось погасить бычок, сунуть его в пустую пачку, смять, выбросить. Он снова берёт на себя пассивную роль. Роль априори бесконтрольную и так же априори неконтролируемую. Он по-прежнему не знает, как поведёт себя в этой роли, и по-прежнему не знает, какое поведение будет правильным. Он сломлен. Он хочет казаться сломленным. Эй, парень, ты же снова пет, помнишь? Существо безголосое и бесправное. Всё, что тебе позволено - это молча получать удовольствие.
Кайф.
Смятая пачка летит в ночную пустоту. Не слышно и не видно, как она падает. И падает ли вообще.
Ясон и Рики
Эта сцена великолепно проинтерпретирована Шулдихом. Лучше него я этого точно не сделаю, поэтому не буду повторять уже сказанное. Только добавлю кое-что, показавшееся мне важным.
Во-первых, надо помнить, что минуту назад Рики смял и выбросил сигарету. Он отдался на волю фатума - на волю Ясона - на волю Ид. Ясон же и не переставал играть. Их разговор - первый разговор в качестве хозяина и пета после долгого перерыва - это в первую очередь ещё немного неуклюжая и неуверенная примерка ролей. Они оба осознают её неуклюжесть, потому прерывается она довольно грубо: Рики дёргается с явным намерением возбухнуть, почему-то этого всё же не делает, чем повергает Ясона в полное замешательство. И Ясон быстренько целует Рики, прежде чем становится ясно, что на самом деле тот не собирается ничего сказать. Довольно жалкая сцена. По-моему, они оба испуганы до чёртиков. Год прошёл, но они пока ничего не знают о том, был ли он плодотворен для Рики, есть ли шанс изменить отношения. Они стремились снова соединиться, чтобы наконец выяснить это - но теперь, когда отступать поздно, они оба боятся того, что всё было зря. Они не уверены в себе и друг в друге. И потому так отчаянно снова цепляются за свои роли.
Прокомментирую только отдельные реплики.
Рики: "Ох, заткнись. Использовать грязные трюки против меня..."
И как он прицепился к этим "грязным трюкам"! Уже в третий раз. Прямо фраза-паразит. Точнее - фраза-идентификатор. Сигнал Суперэго: бип-бип, активизация статуса "пет" прошла успешно.
Ясон: "Не забывай: ты мой пет, Рики".
Аналогично. Сигнал Суперэго: бип-бип, активизация статуса "хозяин" прошла успешно.
Такой вот обмен любезностями. Теперь можно перейти к делу.
Рики очень странно выгибается в руках Ясона. Замирает, словно для него перестаёт существовать всё, кроме чужой руки. Потом - тот самый жалкий поцелуй, не дающий им сказать больше, чем сейчас нужно. Я даже не уверен, что Ясон затыкает Рики, а не себя.
Рики: "Why... why is it?"
Снова двузначность слова why. Если "почему" - то почему я и за что мне всё это. Если "зачем" - то зачем мы продолжаем играть в эти игры, а я-то надеялся, что мы попробуем что-нибудь новенькое. Но в любом случае, Рики не закрывает глаз и не отвечает на поцелуй, даже не поворачивает голову, подстраиваясь под губы Ясона, как сделал в той сцене у себя в квартире. Ясон же самозабвенен. Если испуг Рики проявляется в ступоре и ошарашенности, то испуг Ясона - во всепоглощающей страсти, не оставляющей времени думать.
Так или иначе, после этого разговора они оба смятены и растеряны ещё больше, чем прежде.
Ясон и Катце
Очень интересный разговор. С точки зрения сюжета он довольно прост, но крайне важен с психологического ракурса как разговор Ясона со своим Ид. Первый разговор, надо отметить, который мы видим. Не считая той давней истории со шрамом - но тогда Блонди победил, а Ид было повержено и надолго забилось в угол.
Ясон: "Он work for you раньше. Ты всё ещё можешь использовать его?"
Work for you - привычное "работать на тебя" и более редкое "стремиться к тебе". При обращении к Катце - очевидно первое значение и в целом довольно заурядная фраза. Но при обращении к Ид она приобретает совершенно иной смысл - второй. Рики приходилось стремиться к Ид. Ясон об этом знает. Скорее всего он имеет в виду те три года, когда Рики был петом, облекая удовлетворения желаний Ид в форму сексуального рабства. Но, памятуя о множестве упомянутых отсылок к предыстории, не исключено, что было что-то ещё. Ещё какая-то "работа" на Ид, о которой известно Ясону.
(Совершенно дурацкая мысль: Рики ведь не мог работать в борделе? Правда же не мог? И плевать, что к этому всё сводится...).
Катце: "Да, он умеет достаточно, чтобы заслужить прозвище Рики the Dark".
(Dark - тёмный, тусклый, мрачный, смуглый, глубокий, смутный, скрытный, тайный).
Что же он такое умеет, скажите мне? А то у меня только продолжает развиваться совершенно дурацкая мысль...
Но так или иначе, фраза очень характерная для Ид. Напоминаю: Ид - это как раз тёмное. Рики Тёмный был хорошим учеником своего Ид. Что бы это ни значило. В конце концов, не будем забывать, что Ид - это не только секс, но и агрессия.
(Ещё более дурацкая мысль: не связано ли туманное (тусклое, смутное, скрытное...) прошлое Рики с насилием? Убийства и т.д.?)
Кстати, Катце курит. Он уверен в том, что контролирует ситуацию. Ид уверено тоже.
Ясон рассказывает, что Рики попросил его о таком одолжении. Нет, наверное, всё-таки не попросил, просто упомянул, что его тяготит его положение. Этим может объясняться смешок Ясона. "ОН пришёл ко МНЕ". Как будто он мог пойти к кому-то другому.
Ясон: "Поэтому если ты можешь использовать его, я готов немного приспустить его цепь".
Неудивительно. Ясон готов отпустить Рики на шаг в сторону от себя, но только под присмотром надёжного Ид. Ид, которое на стороне их обоих. А то, не приведи Юпитер, снова выскочит Суперэго и начнёт терзать по новой. Ясон не для того чуть не насильно утащил Рики из Кереса, из поля зрения Суперэго, чтобы позволить ему снова наброситься на бедного парня.
Катце: "Рынок - обоюдоострый нож".
Чем же всё-таки занимался Рики?.. Если это может быть опасно для него - для них - и сейчас? Вспоминаются звериные глаза Дэррила: страх нырнуть слишком глубоко. Интересно, что именно в этот момент глаз Катце не видно: только нижняя часть лица. Та. которую прятал Дэррил.
Глаза Дэррила - и рот Катце (рот, в котором так часто зажата сигарета). Это - Ид.
Катце: "Слухи ширятся как огонь... Ты этого не понимаешь?"
Ясон: "Это значит лишь то, что раскрытый секрет больше не секрет". (Когда Ясон это говорит, Катце тушит сигарету)
О чём это они?.. Уже не о Рики, верно? По крайней мере не только о нём. Ясон швыряет их обратно, в тот памятный для обоих день. Катце немедленно тушуется: смятый окурок, признание поражения. Ид помнит об ударе и не намерено подставляться во второй раз. Теперь на кону слишком многое.
Ясон: "Я не буду вмешиваться, пока он не выйдет из-под контроля".
Катце: "Даже если жизнь Рики станет ахиллесовой пятой?"
Ясон: "Это лучше, чем позволить ему задыхаться в Эосе".
Катце (голос за кадром): "Ты любишь его... так сильно?"
Запомните последнюю фразу. Хорошенько запомните. Дословно.
Не Катце задаёт этот вопрос. Катце здесь нет: только лицо Ясона. Спокойное, немножко смущённое, умиротворённое. И голос: вне его и в нём одновременно: ты любишь его... так сильно? - спрашивает Ид. То, что любишь, сомнению не поддаётся. Но так ли сильно?
Ясон опускает голову. Это очень напоминает кивок. Достаточно долго длящийся, чтобы ограничиться напоминанием и в собственно кивок не превратиться. Когда Ясон поднимает лицо, его выражение неизменно.
Ясон: "Я оставляю это на тебя, Катце". (экран гаснет)
Ид безответственно и взбалмошно по натуре - его тоже надо приструнить, напомнив, что у него есть персонифицированная оболочка, и тут же удалившись по-английски. Весьма в духе Ясона. Вспомним шрам Катце: Ясон привык контролировать своё Ид. Даже смиряясь с его требованиями.
Ну, Рики, спрашивает Ид в темноту. Что ты будешь делать теперь? Когда он сам идёт тебе навстречу? Заметишь это или нет?
Рики на работе.
Тяжёлые будни дельцов чёрного рынка. В кои-то веки Рики сменил одежду. Есс. В униформе он выглядит гораздо элегантнее.
Рики: "Я поеду. Это Даарс, туда день на шатле".
Катце: "Ты не можешь поехать".
Не сухое "тебе запрещено", не банальное "низзя". Не можешь. Физически. Ты слишком привязан к своему Ид, ты слишком вжился в защищающую тебя роль. Ты не можешь. Не сумеешь. Даже если захочешь.
Рики (с горечью и лёгкой насмешкой): "Так моя цепь не столь длинна..."
Катце: "Я рад, что ты это понимаешь".
А вот тут Ид ошибается. Рики не понимает - он осознаёт. Это далеко не одно и то же. Он знает, он смирился - для него это внешний ограничитель, ещё одно насилие, а не естественный закономерный факт. Если бы он это понимал, это означало бы осознание своей дефективности и смирение с ней. Это означало бы конец игры.
Но до этого ещё далеко.
Избиваемый охранниками Эниф.
Катце: "Ты когда-нибудь думал о том, как тебе повезло, что ты здесь?"
Здесь - это под тёплым крылышком Ясона? Неплохая затрещина приподнявшему голову пету. Помни своё место, мальчик, помни, кем ты мог бы стать, если бы не всемилостивейшее благоволение. Очень вовремя это сказано. Ясон приспустил поводок, но этим несколько ослабил тесноту связи по принципу "хозяин - пет". А они все ещё очень нуждаются в этой игре. Они всё ещё зависимы от того, насколько сильно верят в свои роли. Положение надо укрепить за счёт противодействия поблажке. Такой вот затрещиной, например.
Катце: "И как рискует из-за этого Ясон?"
Удар, ещё удар! Судя по реакции Рики, он об этом как-то не задумывался. Погладили, влепили оплеуху, снова погладили. Ты значителен - ты чёртов счастливчик - ты значителен. Круг замыкается. Синяк от затрещины болит уже меньше.
Очень грамотно.
Длинная эротическая сцена
Не буду комментировать её детально - в конце концов, частично она просто изображает своеобразную яойную эстетику и потому в разборе не нуждается. Однако есть несколько моментов, которые я не могу оставить без внимания.
Кадр: волосы Ясона, разметавшиеся по постели. Пальцы Рики, перебирающие эти волосы. Шулдих писал, что ему очень неприятен кадр в лифте, с прорисовкой руки Рики. Здесь рука совершенно другая. Узкая кисть, длинные пальцы. Движения очень странные - резкие, агрессивные, но когда пальцы Рики берут прядь волос Ясона, напряжение немедленно исчезает. Появляется трепетность, почти нежность. Волосы - это сила. Он почувствовал эту силу и немедленно ей подчинился.
Следующий кадр - глаза Ясона сквозь упавшие на них волосы. Это тот же взгляд, что и у Дэррила в воспоминаниях Рики! Взгляд зверя, который получил своё. Взгляд из самой глубины Ид.
Рики лежит лицом вверх. Пальцы Ясона. Без перчаток. Гладят его губы, осторожно проникают в рот. Рики уже не кусается.
Кстати, за всю эту сцену - самую длинную эротическую сцену в фильме - на Рики ни разу нет петской "экипировки".
И Ясон ублажает Рики, а не наоборот.
И ни разу между ними не встаёт третий.
По сути, вся сцена построена на полном контрасте с воспоминаниями Рики. Значит ли это, что для них в самом деле что-то изменилось?
Рики: "Отпусти меня".
Ясон: "Пока нет. Ещё не достаточно".
Рики измучен, Ясон трепетно-нежен. Вот здесь не надо быть психоаналитиком, чтобы понять: они говорят не столько о данном половом акте, сколько о своих отношениях как таковых. Пока они играют, Рики всегда будет говорить "пусти", Ясон всегда будет отвечать "нет". Это что-то вроде обмена позывными. Убедиться, что ты всё ещё здесь.
Поцелуй "после": Глаза в глаза. У Ясона они настороженные, изучающие - он наблюдает за реакцией. У Рики они пустые. Но это не та пустота, которая была в его глазах во время поцелуя с девушкой. То - пустота без начала и конца, как состояние, как процесс. Это - пустота, остающаяся после того, как что-то ушло. Это пустота истощения. Это результат. Нормальная, я бы сказал, реакция перетрудившегося на сексуальном полигоне организма. Мы же видели, Ясон в тот раз его совсем заездил.
И сразу же - постельный разговор:
Рики: "Ясон, это правда, что у тебя неприятности из-за меня?"
В упор не могу понять, в чём корень выводов об эгоизме Рики. Не каждый любящий человек после долгого и утомительного секса станет интересоваться делами своего любовника.
Интересно, что во время этого разговора в кадре не Ясон и не Рики - Гай. Точнее, Суперэго Рики. И оно прямо-таки в бешенстве. Словно слышит. Словно понимает, что значит этот разговор.
Ясон: "Так ты волнуешься обо мне?"
Рики: "Кто, я?! Да я просто не хочу, чтобы меня отправили обратно в Эос!"
Почувствовал. Суперэго неподалёку, оно чует беглеца. Надо быть поосторожнее.
К сожалению, поосторожнее он не был.
Шулдих утверждает, что после этих слов Рики голос Ясона леденеет. Я раз пять прокрутил этот кусочек, изо всех сил стараясь сохранять беспристрастность. Нет, ничего подобного. В первую секунду Ясон действительно слегка повышает голос - но лишь потому, что всё прекрасно понимает. Он тоже чувствует, как Суперэго дышит в затылок. Кто-то из них должен строить защиту - за двоих. Сейчас это Рики. Вполне соответствует правилам игры. И уже следующие слова он произносит прежним полушёпотом, а фразу "редкий зверёк" - даже с эротическим придыханием. Ясон знает и Рики знает: они вместе, Суперэго им не помеха.
Пока оно далеко.
Похищение
Приступаю, пожалуй, к самой тяжёлой эмоционально части АнК. Начиная с этого момента смотреть аниме невозмутимо просто невозможно. А вот анализировать становится всё проще и проще. Проявления Ид, Эго и Суперэго ближе к финалу обостряются. Это радует меня как психоаналитика, но приводит в отчаяние как неравнодушного зрителя.
Ладно, они дошли до конца, и мы дойдём.
Рики в торговом маркете (вероятно, снова в Мидасе). Просто слоняется - думает. Неуловимая параллель с началом: только теперь он ходит ссутулившись, тяжело шаркая ногами. Трудно ему, трудно
Подходит к байку. Кладёт руки на руль. Не слышит, не видит, не замечает ничего вокруг - лицо напряжено, взгляд "внутрь". Прислушивается к ощущениям. Ничего. Пусто. Не меняя выражения лица, отходит в сторону. Мотоцикл - это всего лишь атрибутика. Такой же вещественный символ его монгрельства, как кольцо пета - символ формальной зависимости от Ясона. И равнодушие, с которым Рики отходит от байка, рождает во мне надежду: неужели он начинает понимать?
(Хотя чисто эмоционально в этом крохотном моменте его ужасно жалко. Ну в самом деле, неужели Ясону было так трудно купить ему байк?)
Гай появляется очень эффектно. Это напоминает возвращение Рики к Бизонам. Шум, грохот и мотоциклетный шлем, скрывающий лицо. Попытка Суперэго сыграть на ассоциации? Очень похоже.
Гай очень изящно сшибает Рики с ног (хорошо хоть не убил) и наводит на него шокер. В глазах, кажется, страдание. Выражение "сейчас-будет-немного-больно". Очень символичен способ, которым Гай "отключает" Рики: что-то вроде электрошока. Во-первых, явное насилие: никакой попытки спросить, что сам Рики обо всё это думает. Не потому ли, что Гаю слишком хорошо известен ответ? Во-вторых, шоковая терапия - по принципу "сначала будет очень плохо, а потом совсем хорошо". Жест отчаяния. Суперэго помнит "постельный разговор". Суперэго в панике. Оно понимает: времени у него осталось немного.
Ясон без Рики
Звонит телефон. Рука в неизменной перчатке берёт трубку.
Ясон: "Катце... что такое? Что? Когда?"
Смотрите, смотрите внимательно. Таких больших глаз у Ясона вы не видели и не увидите.
Ясон: "Хорошо... Нет, тебе не надо приезжать".
Судя по его голосу и лицу, как минимум кто-то умер. Отчаяние, горечь, обречённость. Эта сцена примечательна тем, что ни в одной другой Ясон не демонстрирует столь явных и сильных эмоций. Когда он кладёт трубку, его лицо на миг словно сжимается, будто он вот-вот расплачется.
Ищет Рики, пытаясь отследить идентификатор. Не находит.
Ясон (про себя): "Они выбрались наружу? Если да, то куда?.."
Он в замешательстве. Почти в панике. По многим причинам. Об одной из них явно говорит это "они". "Они" в данном случае - Рики и либо его сообщник, либо похититель. Заметьте, Ясону и в голову не приходит, что Рики мог скрыться один. Думаю, я понимаю, почему. Тогда, в упомянутой эротической сцене, всё слишком сильно отличалось от того, как было прежде. Рики это понял, и Ясон это понял. Он-то думал, всё начало налаживаться. Он и сейчас так думает. Он знает: всё шло хорошо. У Рики не было оснований сбегать. Он не мог сбежать. В общем-то, рассуждение логичное и, главное, соответствующее истине. Рики либо увезли силой, либо уговорили уехать. А вот последнего исключать нельзя. Он ещё слишком слаб, хоть и движется в верном направлении. Суперэго ещё слишком сильно в нём. Ясон понимает это - он понимает Рики. И уже не в первый раз это доказывает.
Краткая вспышка: лицо Юпитер. Как ни дико, искажённое болью, очень напоминающее лицо Гая за стеклом шлема. "Тебе плохо, но ты сам виноват, и мне плохо за тебя" - вот это выражение.
Очень короткий разговор с Юпитер почему-то не озвучен. Ещё одна непонятка. Почему? Они говорили что-то само собой разумеющееся? Или что-то настолько неважное, что это даже не надо озвучивать? Просто ещё одна картинка, подтверждающая, что Ясон дошёл до крайней степени отчаяния. Бросаться к Юпитер из-за того, что у тебя проблемы с личной жизнью - это уж никуда не годится. Тем более для Блонди.
Последующий разговор с Раулем, состоящий из стандартного нудения Суперэго, всё больше напоминающего формализм, заканчивается совершенно потрясающей фразой:
Рауль: "Я категорически отказываюсь быть тем, кто вмешивается в твой разум".
Сюжетно - это непосредственная прямая угроза. Последнее предупреждение: угомонись, парень. Ты подошёл к черте вплотную. И я теперь буду просто отворачиваться - так мне на душе спокойнее. Но попомни моё слово, ты плохо кончишь.
Психологически же - это почти полная и безоговорочная капитуляция Суперэго. Оно отказывается вмешиваться в разум Ясона! Только в разум - потому что чувства ему и так никогда не принадлежали. Суперэго Ясона устало и сдалось. Это можно утверждать с уверенностью, памятуя о том, что данный разговор Ясона с Раулем - последний. Более того - эти слова Рауля вообще последние, обращённые к Ясону. И это говорит лишь об одном: как ни парадоксально, Суперэго Ясона гораздо слабее Суперэго Рики. Ясон Минк, Первый Консул Танагуры, Блонди, высший из высших, справляется с довлеющими над ним правилами легко и без особых усилий. Рики Тёмный, лидер кересской банды, монгрел, никто - терзается и мучается от несоответствия требованиям своего социума в десять раз больше и болезненнее. Отчего так? Может быть, оттого, что правила социума Ясона более формальны, более рациональны - более осознаны? В мире Рики нет формальных правил - и именно поэтому те нормы, по которым он жил прежде, закреплены гораздо глубже - на иррациональном уровне, уровне подсознания.
Ну что ж, мы видим, Ясон любил Рики достаточно, чтобы отказаться от своего разума.
Осталось выяснить, любил ли Рики Ясона достаточно, чтобы отказаться от своей души.
К чему скрепя сердце и приступаем.
Гай и Рики в Дана Бан
Это очень важная сцена. Одна из самых важных во всём фильме, причём значение её не ослабевает практически ни на секунду. Но она также и очень тяжёлая. Разбор будет детальным и мучительным. Так что наберите воздуха в грудь.
Рики приходит в себя с лёгким стоном.
Гай: "Как ты себя чувствуешь?"
Рики: "Спасибо, просто великолепно"
Услышав голос Гая, Рики не удивляется - с чего бы, он ведь его сразу узнал. В голосе Гая (вернее, Суперэго) - нескрываемое злорадство. В голосе Рики - усталость. Смертельная. Даже язвительности нет. Даже тени волнения. Я не понимаю, как, слыша эту усталость, можно предполагать, что Рики рад оказаться здесь с Гаем. Его первая реакция - это сдержанное достоинство заключённого.
Рики: "Где мы?"
Это "мы" не подразумевает "я и Гай". Нет давно никакого Гая. Говоря по сути, у Рики серьёзное и глубокое раздвоение личности. Гай давно перестал быть для него человеком, любовником, другом. Гай - это часть его. Часть, которая так о нём заботится и которую он так ненавидит. Но не принимать - не может. Это ведь тоже он.
Гай: "Дана Бан".
Рики: "Дана Бан?! Подземное укрытие революционеров?!"
В субах нет знака "?!", просто знак вопроса, но, я думаю, так точнее передаётся интонация Рики. Он как будто потрясён. Действительно: какая злая ирония! Бункер революционеров. Устроим-ка революцию, ха-ха. Революцию в твоём сознании, маленький пет Ясона Минка.
Рики: "Нас скоро найдут".
То есть: у нас немного времени, чтобы выбить из тебя эту дурь. И когда ты оставишь меня в покое!
Очень интересно расположение Рики и Гая в пространстве в этот момент. Рики на переднем плане, в смятении, зарывшись руками в волосы. Гай - в лёгкой дымке, чуть дальше и чуть выше, смотрит прямо перед собой, поверх Рики - задумчиво, почти мечтательно. Суперэго при власти и на троне.
Гай: "Я должен был прибегнуть к таким мерам, чтобы узнать твои настоящие чувства".
Вот тут не врёт. Суперэго Рики, так же как и Суперэго Ясона, понимает, что теряет позиции. Но в отличие от рационального, рассудительного Суперэго Блонди, Суперэго монгрела дикое и безудержное по своей природе - поэтому, чувствуя близость поражения. оно не вскидывает благоразумно белый флаг, а кидается на амбразуру с храбростью безысходности. Гай прекрасно понимает, что Рики возненавидит его за то, что он сделал, если не возненавидел раньше - и словно торопится поставить в этой истории последнюю жирную точку. Даже если этой точкой будет ядерный гриб.
Рики: "Какой смысл говорить теперь, что правда, а что ложь?"
Прекрасно! Это фраза точно сообщает об одном: Рики знает, что правда и что ложь. Теперь уже знает. Ясон был чертовски прозорлив, отпуская его погулять на год. Этот год не прошёл даром. Рики понял, что было правдой, а что ложью. И понял также то, что говорить об этом с Суперэго нет никакого смысла. Возможно, понял ещё в тот момент, когда Гай избил его ("И это твой ответ?!" - "Прости...")
Но Рики знает так же и то, что, поскольку нет смысла пытаться объяснить Суперэго, что правда и что ложь, выход один: продолжать лгать. Всё равно ему не понять и не принять правды. И он снова прячется за столь удобную и столь привычную маску пета.
Рики: "Три года, Гай. Ты знаешь, что такое быть на самом деле петом?"
Давай-давай. Ты эту песенку помнишь наизусть.
Рики: "Я не представлял, пока не вернулся в трущобы".
А вот это правда. Действительно не представлял. Рики говорит сам с собой и понимает это: он словно подводит итог последним четырём годам, вербализирует то, что чувствовал и осознавал с тех пор, как вернулся к Ясону. Он готовится принять решение.
Рики: "Груз бытия петом эти три года... Яд Ясона запачкал мою кровь".
Запачкал, не отравил (stain, а не poison). Рики не чувствует себя отравленным - он чувствует себя соединённым. Это всё равно что вываляться в грязи вместе. Унизительно, но освобождающе. Они с Ясоном так долго мучили и обманывали друг друга, что теперь никогда не смогут об этом забыть. Они оба испачканы грязными, гнусными, похотливыми лапами Ид.
Рики: "От этого невозможно избавиться. Того, что я был петом, не изменить".
Очень важный момент!!!
Лицо Гая-Суперэго, очень напоминающее лицо Рауля: спокойное, настороженное, изучающее.
Рики прячет лицо. Прячет глаза. Зарылся руками в волосы, низко опустил голову. В голосе боль, напряжение, мука - но ни намёка на слёзы.
Теперь перечитайте ещё раз его слова внимательно. От этого невозможно избавиться - раз. Я был петом - два.
Поразительный монолог. Меня просто повергает в трепет мастерство того, кто его писал. Рики умудряется одновременно утверждать и одно, и другое, усыплять внимания Суперэго и искать правдивые ответы на настоящие вопросы. Этими словами он говорит Суперэго: он сломал меня, мне так стыдно, но мне придётся с этим жить. Но для себя он проясняет наконец две очень важные вещи: первое, они с Ясоном действительно стали целым; второе, он больше не пет. Потому что невозможно избавиться только от самого себя; потому что он был петом, а слово "был" обозначает прошлое. На Рики всё ещё кольцо-идентификатор, но это единственное, что всё ещё делает его петом. Символ, атрибутика, привязка, удерживающая его возле Ясона до этой минуты. Больше она не нужна.
Гай: "Тогда просто избавься от этого."
ТА-ДАМ! Фанфары, фейерверк, всё, что угодно! Это же кульминация, господа! Не столь эффектная, как взрывы в Дана Бан, но не менее значительная. Суперэго, даже в роли жестокого тирана, не перестаёт быть частью цельной личности. Оно услышало, почуяло, уловило смысл терзаний Эго - и подсказало. Даже больше: прямо сказало, что надо делать.
Ах, Рики, какой же ты всё-таки плут. Перехитрить собственное Суперэго, да ещё так чисто - это тебе не шутки.
Реакция Рики на это предложение злая и агрессивная. Верхним слоем сознания он по-прежнему реагирует на внешнее, то есть воспринимает слова Гая так, как воспринимает их сам Гай - то есть буквально. Но он отнимает лицо от ладони - подсознательно он уже не боится смотреть на своё Суперэго. Он чувствует, что победил, хотя ещё не знает этого.
Гай: "Чего ты так испугался?"
Суперэго, если бы ты хоть что-то понимало, ты бы испугалось не меньше...
Гай: "Не говори мне, что ты хочешь, чтобы тебя держали до конца жизни".
Ещё одна изумительная фраза. Конечно, Рики не хочет! Сознанием он не хочет, чтобы его держали петом; подсознанием он не хочет, чтобы его держало Суперэго. А Гай, судя по всему, не имеет ни малейшего представления, куда его заведёт его болтливый язык.
Очень интересно выражение лица Рики, когда он кричит, что гроза никогда не кончится. Мало того, что на фоне ледяного вежливого спокойствия Гая его ярость кажется нарастающей и в полной мере передаёт страшную борьбу, которая происходит в его душе, борьбу Эго и Суперэго за окончательную свободу - стоп-кадр позволяет заметить, что на лице Рики написано какое-то злое, почти злорадное удовлетворение. Он ещё не знает, но уже чувствует: всё идёт как надо.
Рики: "Ты не понимаешь? То, что ты сделал - для него больше чем просто пощёчина. Это всё равно что помочиться на гордость Блонди!".
Суперэго Рики оскорбляет Суперэго Ясона. Наоборот тоже, но в гораздо меньшей степени. И именно это сейчас для Рики главная проблема. Для себя он уже всё решил - теперь его волнует только то, как это воспримет Ясон.
Гай: "Как самоуверенно. Ты говоришь, что Блонди так разбушуется всего лишь из-за похищения какого-то пета?"
Суперэго решило ударить напоследок. Напомнить об унизительной роли, которую Эго Рики было вынуждено играть. Видишь, какой он нехороший? А я тебя разве к чему-то подобному принуждал? Я всегда уважал твоё достоинство (ну ещё бы). И вот увидишь, он заставил тебя играть эту отвратительную роль, а теперь даже не вспомнит о тебе.
Провокация в чистом виде. Последнее оружие тех, у кого закончились аргументы.
Реакция Рики очевидна: ему больно. Его сознание реагирует на прямой смысл слов Гая: а вдруг правда? а с чего я взял, что так важен для Ясона? Подсознание же реагирует на слово "пет" - слово, с которым Рики уже минуты две как себя не ассоциирует. А надо бы.
Ведь формально он всё ещё пет, не правда ли?
Рики: "Так ты действительно хочешь знать правду?"
Я похолодел, когда услышал эти слова. Неужели он не выдержит? Всё-таки сорвётся? Теперь, когда он как никогда близок к цели? Опомнись, Рики, Суперэго нельзя знать правду! Это убьёт тебя!
Гай (с отвратительным сладострастием): "О да. Пока я не буду полностью удовлетворён".
Что-то ужасно пошлое в этой и в последующей сцене. Гораздо более грязное и порнографическое, чем все сцены секса с Ясоном. Надо же: откровенная развратность, садомазохизм и всё остальное кажется невинным и романтичным в сравнении с неуклюжим обнажением Эго Рики перед жадно уставившимся на такой психологический стриптиз Суперэго. Охотно верю, что Рики в самом деле решил устроить такой стриптиз. Сбросить покровы многолетней лжи. Сказать правду. В конце концов, Суперэго - это часть его, ему хотелось бы сохранить её хоть частично.
И Рики действительно устраивает стриптиз. Гай глядит ошалело. Впервые, наверное, видит подобное. И в качестве Гая тоже.
Рики: "Вот правда, которую ты хотел знать! Открой глаза пошире и смотри!"
Лицо у него страшное. Отчаянная, смертоносная решимость. С таким лицом бросаются под танк. Он действительно хочет показать, он действительно показывает правду - всё, что осталось у него от прежней жизни, прежнего самосознания, от жуткой игры, которую вели они с Ясоном и к которой их обоих вынудило Суперэго.
Рики: "Ты знал? Оно заставляет меня дрожать, когда я слегка глажу вот здесь... Здесь, и здесь тоже... Он говорит, это мои эрогенные зоны [дословно - "приятные точки" - С.К.]"
Боже мой, Рики говорит правду. Он говорит правду своему Суперэго. Мне хорошо, слышишь? Мне с ним хорошо. Он сделал так, что мне хорошо. Ты это хотел услышать? Ну так получай!
Гай отворачивается, Суперэго отворачивается. Не хочет видеть, не хочет знать. Рики хорошо! С Блонди! С ума сойти можно! До сих пор он говорил, что ему больно и противно, а тут такая... революция. Удачно подобрано место беседы, ничего не скажешь. Хотя Суперэго рассчитывало на совсем другой результат. Оно потрясено. Куда девалась его похотливая спесь? Оно смущено, оно в смятении. Оно на миг ослабило хватку, пошатнувшись под ударом.
И вот тогда...
Рики: "До тех пор, пока кольцо на моём пенисе, я могу делать с ним это".
Лицо всё ещё злое. Но взгляд - тот же, что был, когда он прикоснулся к выставленному на продажу мотоциклу. Взгляд внутрь. Голос успокоился, замедлился. Рики снова проговаривает то, что понял. До тех пор, пока на его члене кольцо пета - он пет. Пока он пет, игра продолжается. Злая игра, которая даже в лучшем своём виде лишь эрзац того, что они с Ясоном хотят и могут дать друг другу. Ведь на самом деле Рики не хочет "делать с ним это". Он хочет просто его любить. Просто позволить себе наконец его любить.
Рики: "И тебе не разрушить этого!"
Звучит почти торжествующе. Смысловое (не знаю, интонационное ли - японский всё-таки) ударение на слове "тебе". Тебе, Гай, этого не разрушить. Наверное, к сожалению. Это могу сделать только я сам.
Катце (Ид за кадром, в голове Рики): "Если ты действительно заботишься о Гае, порви с ним".
Как ни крути, невозможно жить без Суперэго. Оно стервозно и жестоко, но оно часть нас. Иногда для того, чтобы сохранить, надо отказаться. Сейчас Рики для того, чтобы сохранить свою психику в целостности, надо отказаться от Суперэго. По крайней мере велеть ему наконец заткнуться.
Гай: "Ты говоришь, я эгоист? Разве я не имею прав хотя бы на чувства к тебе?"
Теперь он действительно в отчаянии. Заметьте: во время "обнажёнки" и сейчас они поменялись местами, Гай сидит согнувшись, Рики возвышается над ним. Суперэго почти проиграло, почти сдалось. У него уже нет сил даже на агрессию, остаётся только ныть и клянчить, пытаясь надавить на чувство общности. Мы же часть одной личности, Эго. Ты и я. Мы один человек. Хоть этот человек и запутался по самое не могу.
Глаза Гая: умоляющие, со слабыми отголосками бессильного гнева, с подступающими слезами.
Глаза Рики: спокойные, безмятежные, широко раскрытые.
Рики (то ли шепотом, то ли про себя): "Не говори этого. Не пытай меня... этими глазами".
Страшно, наверное, смотреть в собственные плачущие глаза.
На жалость давит, гад. Тоже, между прочим, компонент Суперэго.
Рики (вырываясь): "Да! Я буду делать то, что мне нравится!"
Вы же видите: он обнажён. Вы помните: он говорит правду.
Суперэго ещё ноет, уговаривает, умоляет, давит на социальные связи, давит на память, на привязанность к своей персонификации - Гаю, но всё кончено. Само виновато. Не надо было просить говорить правду. Ведь до той минуты, пока ты не попросило, Эго не говорило её до конца даже самому себе.
Наконец, отчаявшись совершено, Гай снова прибегает к насилию. Мой, не отдам. Не отпущу. Как Рики напряжён! Особенно заметно по приподнятой руке: почти та же поза каталептика, что и при поцелуе с девушкой. Под конец пламенной речи Гая он немного расслабляется: видимо, первый испуг прошёл, Рики понимает, что Суперэго всего лишь тянет старую волынку и не может сказать ничего такого, что поколеблет его ещё столь зыбкое решение.
Гай: "Ты можешь даже не быть моим Рики...Но только не его! Не его! Я не хочу, чтобы ты был его игрушкой до конца жизни!"
Аллилуйя. В кои-то веки их желания совпадают. Рики тоже этого не хочет. И не будет. Он уже решил.
Кстати, если помните, это очень похоже на лексику Рауля. "Не он. Только не он".
Гай: "Ты не можешь оставить его из-за этого?.. Тогда лучше это снять".
На лице Рики потрясение, боль. И расслабление. И умиротворение.
Потому что произошло нечто удивительное.
Мы видели: Рики перестал чувствовать себя петом. Он понял, что это больше не нужно. Он понял, что больше этого не хочет. Осталась малость - избавиться от атрибутики. Причём избавиться самому - он не может просить Ясона снять кольцо, потому что в принципе тот может и отказать - это в любом случае будет решением Ясона, а не Рики. Поэтому он должен сделать это сам. Кастрировать себя сам. Для того, чтобы окончательно избавиться от роли пета и вернуться к Ясону чистым и свободным - победившим Суперэго и готовым принимать свои истинные желания с открытым сердцем. Если бы он не избавился от кольца, оно продолжало бы символизировать его роль. Символизировать игру. И это было бы равносильно признанию, что игра всё ещё необходима. Что всё было зря.
Поэтому он должен сделать это. Вот так запросто взять и отрезать себе член. Вы бы смогли?.. Я думаю, Рики смог бы. Но всё сложилось как нельзя лучше. Глупое бедное Суперэго в попытке запутать подопечного окончательно запуталось само. Гай не понимает, что кольцо - это не контроллер, а символ. Как не понимает и того, что это символ роли, а не отношений. И избавление от кольца избавит от роли, а не от отношений. И он сам предлагает Рики помочь ему в этом страшном, но необходимом для них с Ясоном поступке. Он думает, что таким образом вернёт Рики свободу. В этом он как раз прав. Только свобода эта от Гая, а не о Ясона. От Суперэго, а не от Ид.
И опять очень яркое сюжетное соответствие психоанализу: Суперэго чаще всего ассоциируется с отцом или человеком, его заменяющим. А главный страх, который ребёнок испытывает перед отцом - это страх кастрации.
В итоге по иронии судьбы и по законам психологической достоверности Гай помогает Рики вернуться к Ясону. Окончательно вернуться. Чистым.
Ясон и Гай: телефонный разговор
Здесь всего несколько важных деталей.
Ясон (берёт трубку): "Рики?.."
Он молчит ещё несколько секунд, и только тогда со смесью беспокойства и гнева начинает допытываться, кто звонит. Вывод номер один: Ясон не исключал, что Рики станет звонить и молчать в трубку. Что такое вообще молчание в трубку? Это шаг навстречу, который хочешь и боишься сделать. Как они всё-таки чувствуют друг друга! Ведь почти в это же время Рики действительно хочет и боится шагнуть к Ясону. Раз и навсегда.
Гай: "Ты не узнаешь меня, даже если я назовусь".
Вывод номер два, важный, хоть и по большей части чисто информативный: Ясон и Рики не чувствуют, не знают и не понимают Суперэго друг друга. Когда они разговаривают, это разговор просто двух людей. Сейчас - Гая и Ясона. Противостояние между ними гораздо менее глубокое и болезненное, чем противостояние между Гаем и Рики или между Ясоном и Раулем. Потому что они люди. Они автономны. Они не делают друг другу больно самим фактом своего существования.
Гай: "Я верну тебе кое-что важное для тебя"
Вывод номер три: в этой фразе полностью отображено их восприятие ситуации. Гай говорит о кольце, Ясон думает о Рики. Гай думает, то для Ясона важна игра. Ясон знает, что - кто - важно для него на самом деле.
Рики и Катце в Дана Бан
(c) Cris Koyani
Ai no Kusabi: попытка психоанализа-2
Часть 2.
"Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше чем я:
я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя"
Михаил Пришвин.
Покушение на Ясона
читать дальше
(c) Cris Koyani
"Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше чем я:
я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя"
Михаил Пришвин.
Покушение на Ясона
читать дальше
(c) Cris Koyani