Выбирать...выбирать всегда больно. И всегда будет больно.
Страшная сцена.
Сначала - стол. Что-то вроде снятого пояса и - окурки. Много окурков. Кто курил? Не важно. Символика всё та же: всё кончено. Для всех. Нет контроля, нет памяти, нет пути назад. Теперь уже действительно нет.
читать дальшеГай склоняется над Рики. Это лицо прежнего Гая. Почти красивое. С нежностью и обожанием в глазах. Конечно - ведь Суперэго угомонилось, отпустило бедного парня, вынужденного быть его персонификацией. Оно решило, что победило.
Поцелуй - последний. Очень символично, что Рики его не чувствует. Гай уходит. Подозрительно долгий кадр: две бутылки. Одна перевёрнутая, другая стоит. Опять обратная символическая аллюзия от вина Блонди - один контроль сохранил, другой потерял. Есть ещё и более фрейдистская, более буквальная и более грубая трактовка, но мне она в данном случае не нравится. Хотя, учитывая то, что Гай сделал с Рики, она вполне уместна.
Рики медленно открывает глаза, поворачивается на бок. Быстрый взгляд вниз, и тут же - к делу. Звонок Катце.
Кто-то ещё будет меня уверять, что Гай кастрировал Рики насильно? Какие вообще могут быть вопросы в этом смысле? Ну представьте (не приведи Юпитер, конечно, но гипотетически): вот с вами такое сотворили. Видимо, хорошо приложив по голове бутылкой из-под стаута вместо анестезии (или тем же шокером, уже проверенным в действии). Вы, естественно, ничего не чувствуя и не подозревая, приходите в себя. Что, вы посмотрите вниз, хмыкнете и вернётесь к обычным делам? Рики полагалось как минимум завопить и начать шарить руками по кровати с криками "Где ты, маленький Рики?" Делает он что-то подобное? Отнюдь. Он даже не удивлён. Хотя ему, без сомнения, очень больно. Вероятно, он просто истекает кровью.
Но нет никаких сомнений: он сознательно позволил Гаю кастрировать себя. Думаю, не без благодарности в глубине души.
Входит Катце. С пистолетом. Почти издёвка. Оружие, особенно огнестрельное - тоже фаллический символ.
Рики сидит, свесив руки и голову между колен. На него жутко смотреть. Действительно жутко.
Потому что это не Рики.
Просто сказать - отрежь член, избавься от роли пета, раз-два. Это ведь не просто роль. Не только роль. Это защита, это стена, это то, чем измученное запутавшееся Эго ограждало себя на протяжении многих лет - и при возвращении в Керес тоже. И вот все защитные покровы сметены. Это всё равно что оказаться одному в ледяной пустыне. Это не Рики - это голое, мокрое, избитое, едва живое Эго. Оно ничего не соображает, ему дико больно и страшно просто до одури.
Как же надо было любить Ясона, чтобы пойти на такое!
Катце: "Я ожидал чего-то в этом роде. Ты действительно безнадёжен".
Ид ожидало, что Эго пойдёт погулять. Оно привыкло, что Рики то и дело ударяет в голову классовая гордость. Вот дурак, думает оно, как же ты меня замучил.
Оно ещё ничего не знает.
Кстати, спокойствие Катце говорит о том, что нигде нет крови. Надо же, как Гай аккуратно справился с задачей.
Катце: "Ну и кто тебя надоумил? Гай?"
Это отголосок "где они?", оброненного Ясоном. Ид - общее Ид Рики и Ясона - понимает, что Рики "скорее жив, чем мёртв", и его формирующиеся установки не смогли бы пошатнуться сами по себе. Ясен пень, тут дело в Гае. В Суперэго.
Ясон не понимает природу Гая, но Катце - да. Потому что природа у них в чём-то схожа. Они - другая сторона.
Рики: "Как Ясон?"
Ох, я-то плохо, я плохо, я просто подыхаю, веришь? А он-то как? Надеюсь, ему не пришлось платить... Разве этой боли недостаточно, чтобы заплатить за нас обоих?
Катце: "Иди и посмотри".
Хватит прятаться, может, достаточно для этого раза?
Рики: "Слишком поздно. Я больше не могу видеть его... Я не могу вернуться, Катце. Я больше не мужчина. Я теперь то же, что и ты. Это был единственный способ снять кольцо пета. Какая горькая расплата".
Не забывайте: это Эго. Голое, беззащитное, испуганное. Это вопль ребёнка, покидающего уютную тюрьму материнского лона и впервые видящего настоящий мир. Мир без спасительной защитной оболочки. Ты не можешь вернуться к Ясону, кричит Эго, впервые в жизни полностью лишившееся суровой поддержки Суперэго и с перепугу вспомнившее всё, чем его учили. Ты не можешь вернуться, ведь ты потерял свою главную игрушку! Как же вы с Ясоном теперь будете играть? А они не будут играть больше. Никогда. Просто Эго ещё не осознало, что можно быть вместе, не играя. Поэтому ему так больно. Так больно и так страшно, что я просто не могу на это смотреть. Но что поделать - "горькая расплата". Расплата за слишком долгие игры, за право чувствовать то, что хочешь, и не признаваться себе в этом.
Реакция Ид - гнев и ужас. Оно видит слабость Эго. Оно понимает, что нет никакой уверенности в том, что из этого что-то выйдет. Рики не был готов. Ему было нужно ещё немного времени. Но выбора не оставалось. И теперь можно надеяться только на силу его Эго. А Катце в ней не уверен - Ид в ней не уверено. Отсюда - ярость и резкие фразы вроде "идиот" и "глупости". Конечно, идиот, конечно, глупости. Но даже глупости, сделанные идиотом, в умелых руках можно применить с пользой.
Конец этой сцены - первый луч света.
Рики: "Прости. Я разберусь с этим".
Он не храбрится. Он правда так думает. И уже почти улыбается. Глазами.
Ясон и Гай
Развевающиеся волосы обоих. Две силы, две стихии: внешняя и внутренняя, конструктивная и деструктивная. Наш последний бой.
Ясон: "Ты Гай, да?.. Бывший партнёр, строящий из себя рыцаря?"
Ни черта ты не понимаешь, думает он. И Рики знает, что ты ни черта не понимаешь. Ты один воображаешь, что всё знаешь лучше всех. Лучше нас.
Внутри:
Ясон: "Не говори, что ты держал Рики в месте вроде этого".
Английское confine используется только в контексте "держать в заключении". Потрясённая интонация Ясона говорит о том же. Стало быть, он всё прекрасно понимает. И его недавнее "они" не говорило о том, что он подозревает Рики в умышленном побеге. Ясон знал: его заставили. И продолжает так считать. Небезосновательно, согласитесь.
Гай: "Не говори, что Блонди Танагуры скажет такое от души".
Ясон: "Хозяин не нуждается в причинах, чтобы заботиться о своём пете".
Он всё ещё играет. Он ведь не знает, что игра окончена, что нет смысла и дальше придерживаться ролей. Ясон хоть немного честен только со своим Ид и Суперэго - а кто такой этот монгрел, чтобы приоткрывать ему часть себя, часть его и Рики? Попытаться убедить в искренности намерений? Полноте. Он того не стоит. Не как монгрел - как человек, пытающийся решать проблемы насилием.
Гай: "Держу пари, ты считаешь меня психом. Что может сделать чокнутый монгрел против Блонди? Но, чёрт, дерьмо тоже имеет гордость".
Как должно быть смешно Ясону это слушать! Монгрел, насильник, дурак будет говорить ему, Блонди и умнице, что такое гордость. Ему, который, имея для гордости все основания, сумел от неё отказаться.
Ясон: "Верни его. Он мой пет".
Продолжаем играть. С чего бы останавливаться?
Гай бесится из-за слова "мой": помните, как он шептал "Не его, Рики, только не его!" А пет, не пет - уже всё равно. Гай ведь полагает, что эта проблема решена. Так и есть. Но вовсе не тем образом, как он думает. Подобные Гаи всегда мыслят узко, исключительно формальными материальными категориями. Нет члена - нет проблемы. Ну так забирай то, что для тебя важно.
Ясон в шоке. Мне кажется, он думает о боли, которую пришлось пережить Рики. Закономерное предположение, если вспомнить о том, как он отреагировал на мысль, что Гай держал Рики в таком неуютном месте.
Ясон: "Я... убью тебя!!"
Кто-то ещё будет меня уверять, что Блонди не способны испытывать эмоции? А если способны, то идеально их контролируют? Я слышал мнение, что столь дикая ярость Ясона в этом моменте - ярость собственника, у которого отобрали дорогую вещь. Но ни один собственник, тем более "безэмоциональный" Блонди, не станет бросаться с кулаками на обидчика. Тут что-то гораздо более простое и глубокое. Например, боль за того, кого любишь.
Его нога разбивает коробку из-под кольца пета. Ясону нет до него дела. Ему нет дела до петства Рики, до того, что это петство символизирует. К чёрту. Этот псих изуродовал его любимого. Ясон вряд ли понимает значение, которые имеет для Рики кастрация. Исходя из предыдущих реплик, скорее, он уверен, что Гай кастрировал Рики насильно. Полагаю, он удивился бы, если бы Рики попытался объяснить, как важно ему было снять кольцо самому. Думаю, он сказал бы что-то вроде: "Тебе ведь достаточно было попросить меня". И, думаю, знал бы, что лжёт. Сам бы он не сделал этого никогда - не решился бы. Как можно быть уверенным в Рики?.. Как можно быть уверенным, что это не старые позывные "пусти - не пущу"? Так что по-любому хорошо, что не дошло до такого разговора. Он всё равно ни к чему бы не привёл.
Финал в Дана Бан
Рики и Катце. Рики идёт к Дана Бан, Катце остаётся. Почему?
Уже доверяет? Уже верит, что Эго пришло в себя и готово принять окончательное решение?
Ведь для Рики теперь два пути. Я о них говорил в самом начале. Или к Ясону, или прочь от него. Но больше не по принуждению Ид или Суперэго. Просто - исходя из того, что он действительно хочет.
Рики, шатаясь, бежит по коридору. Слышит сдавленный крик.
Рики: "Гай..."
Думаю, он понял, что Ясон тоже внутри. Пока что трудно судить, о чём говорит его поспешность и это слабое "Гай..." Он мог решить вернуться к Гаю. Он мог решить вернуться к Ясону - но для дальнейшей спокойной жизни ему все-таки необходимо сохранить цельность. Сохранить Гая. По крайней мере живым.
Первый взрыв. Ясон статичен, лицо разгладилось, взгляд отстранён - первый шок прошёл, он не собирается пачкаться о Гая и дальше. Может быть, понимая теперь, что не имеет права убить бывшего любовника Рики. А подсознательно - зная, что не может вмешиваться в его отношения со своим Суперэго.
Гай (Суперэго в чистом виде): "Я не отдам его. Ты уйдёшь вместе со мной".
Тут даже комментарии излишни. И так всё ясно.
Ясон просто даёт ему ногой по зубам. Всё. Этого достаточно.
Рики ломится в дверь. Зовёт Гая. Наверное, боится звать Ясона. Мне кажется, он не знал, кого выбрал, пока не открылась дверь
Лицо Рики. На нём растерянность, но удивления нет. Робкий шаг назад - он не знает, как Ясон воспринимает всё произошедшее, понимает ли глубинный смысл, или видит только внешнее. Ясон шагает к нему и обнимает. Очень порывисто. Но не крепко. Можно вырваться - если захочешь.
Рики не вырывается.
Вот это и есть его поступок - главный поступок, пожалуй, самый главный из всех, которые он совершает. Это первые объятия, в которых он может быть самим собой. И он не прижимается к Ясону, не просит этим жестом спасти его голое, беззащитное Эго, но и не вырывается, демонстрируя готовность к окончательному разрыву. Он стоит неподвижно, не напрягаясь, расслабленно - это поза смирения со своей дефективностью, со своей сущностью, нежелание ломать её и обманывать себя дальше. И это позволяет мне утверждать: да, Рики любил Ясона. Именно это, а не его возвращение и готовность умереть вместе.
Кадр, который можно найти в скриншотах: объятия Ясона и Рики крупным планом. В глазах обоих - страшная усталость.
Их разъединяет только взрыв. Неизвестно, как долго они стояли бы так, если бы он не прогремел. Рики отстраняется и только теперь замечает Гая. Глаза открыты, но жизни в них нет. Умирающее, почти уже мёртвое Суперэго. Умирающая, почти уже мёртвая часть Рики.
Я прекрасно понимаю его ужас.
Рики: "Не может быть... Почему? (Зачем?) Ты обещал не причинять ему вреда!"
Это же моё Суперэго, это же часть меня, ну как ты всё ещё этого не понимаешь?! Я могу ненавидеть его, но я никогда не смогу от него окончательно отказаться! Ведь это буду уже не я! Что же ты наделал?!
Вместо ответа Ясон показывает кольцо. В глазах вопрос. Ты понимаешь, что это значит? Он сделал тебе больно. Да его мало за это просто убить.
Ясон: "Это неотвратимое возмездие. Идём, Рики. Что такое?"
Рики (кладя руку Ясону на плечо): "Ясон, пожалуйста. Я не могу оставить Гая здесь. Он ведь не умер, правда? Пожалуйста, спаси его!"
Две вещи: во-первых, раньше Рики никогда не касался Ясона первым. Во-вторых, я согласен с Шулдихом, что скорее всего он никогда ни о чём Ясона не просил. Давняя реплика о том, что он задыхается в Эосе, исходит от Ясона - не думаю, что Рики оформил это как просьбу. Тогда он ещё не имел права просить. Но теперь всё изменилось. Он больше не пет, Ясон больше не хозяин. Если между ними и сохранилась субординация (всё-таки это неизбежно - ни в одной паре нет настоящего равенства), то она больше напоминает субординацию между самураями (аниме-то японское). Они почти равны, но "некоторые равнее других". Больше не вещь и владелец - но они навсегда останутся слугой и господином. Разница в том, что это уже не игра. И в том, что слуга, в отличие от вещи, может уйти. Если захочет. Потому что у него есть те же достоинства и права, что и у господина, просто он сознательно и добровольно ими поступается ради того, кто для него важен. По большому счёту, в паре любящих друг друга людей всегда один вассал, а другой сюзерен. Так вот, в средневековье среди самураев практиковалась так называемая "просьба на всю жизнь". Самурай имел право единожды обратиться с господину с просьбой. И господин был обязан эту просьбу выполнить. Но с той поры и до самой смерти самурай обязывался никогда ни о чём не просить. Мне кажется, здесь имеет место нечто подобное. И ничего удивительного, что Ясон эту просьбу выполняет. Это просьба на всю жизнь, просьба от равного, добровольно отказавшегося от своего равенства. Рики просит не убивать часть его. Просит позволить ему сохранить целостность. Ясон не может отказать ему. Думаю, и не хочет.
Но прежде, чем понять это, он должен кое-что прояснить для себя. Он должен знать, важен ли Гай для Рики только как воплощение его Суперэго, или же как сам Гай. Последнее сильно затруднило бы их с Ясоном дальнейшее взаимопонимание. Для того, чтобы узнать это, Ясон должен задать правильный вопрос. Вопрос, на который можно ответить только честно.
А кто у нас задает только честные вопросы?..
Ясон: "Ты любишь его... так сильно?"
Опыт откровенности с Ид не прошёл даром. Думаю, Ясон только теперь понял, что имел в виду Катце, в своё время задавая ему абсолютно аналогичный вопрос.
Трудно перевести ответ Рики. А жаль. Он не принципиален - в худшем случае он может означать лишь то, что Рики любит Гая. Но это ведь нисколько не мешает ему любить Ясона. Более того - очевидно, какую любовь он выбирает. Я не знаю, что он говорит на японском - но в английском это переведено как "That's not it". Дословно: "Это не то". Может означать как "нет, это не любовь", так и "это здесь ни при чём". Последнее как раз подразумевает: да, люблю, но не в том дело. Следующая фраза Рики созвучна с обеими версиями. Он говорит: "Ты и я driven ("втянули" либо "довели") его в это". Это может быть настоящей причиной (если Рики не любит Гая) либо более веской причиной. Но так или иначе - Рики чувствует ответственность за произошедшее. Сейчас он вынужден отвечать на прямой вопрос Ясона, нашёптанный Ид, то есть говорят они о Гае, о парне по имени Гай, а не о том, что им движет. И даже если принимать слова Рики как признание в том, что Гая он все-таки любит - сам же Рики утверждает, что дело не в этом. Любовь к Гаю не столь важна, как чувство вины, которые будет тяготить Рики, если он даст Гаю умереть. Единственное, пожалуй, проявление эгоизма со стороны Рики за весь фильм. Но также и подтверждение того, что, если Рики и любит Гая, то меньше, чем Ясона. Потому что ради Ясона он позволил себя кастрировать, а Гая хочет спасти ради собственного спокойствия. Огромная жертва - и вопиющий эгоизм. Ещё вопросы есть?
Но чтобы Ясон понял, что не всё так просто, Рики спешит объяснить ему своё отношение к Гаю.
Рики: "Это нормально для тебя, но если я abandon его сейчас, я буду хуже дерьма! Я не смогу жить с этим!"
Очень важная реплика и очень многозначная. Abandon - "оставлять" и "отказываться". Как об отношении Рики к Гаю говорит явно: я хочу спасти его, чтобы потом не мучиться самому. Как об отношении Рики к Суперэго - не менее явно: если я откажусь от этой части себя, я превращусь в ничтожество. В убогое подобие человека, от которого оторвали треть его сути. И, конечно, жить с этим невозможно. Действительно невозможно. Это шаг к настоящему безумию.
И ещё: фраза "это нормально для тебя". Последняя точка в утверждении: Ясон всё понимает и Рики всё понимает. Теперь, со стороны, конечно, виднее. Рики знает, что играть Ясона вынуждал разум. Он понимает, что его самого вынуждали играть чувства. А чувства побороть труднее. Ясону гораздо проще отказаться от своего Суперэго, чем Рики от своего. И он напоминает Ясону об этом.
Теперь Ясону всё ясно. Рики побеждает Суперэго, для него не важен Гай, но он не хочет ни отказываться от первого, ни убивать второго. Очень разумно и весьма достойно. Я им немножко горжусь.
Ясон, думаю, тоже. Он всё понимает и без единого слова выполняет просьбу Рики.
И всё могло бы быть хорошо, если бы не эта долбаная взрывчатка.
Ясон идёт по коридору, Рики еле плетётся за ним. На какой-то миг Ясон оборачивается, словно проверить, всё ли в порядке - совершенно не созвучно с версией Шулдиха о том, что в эту минуту Рики должен быть ему слегка противен. Тогда уж логичнее было бы идти с каменным лицом и делать вид, что Рики здесь нет.
В этом месте качество записи у меня неважное, но я думаю, что могу с уверенностью описать произошедшее.
Снова взрывы. Ясон, уже успевший выйти из ворот, бросается назад, отшвыривая Гая, как куклу. Суперэго-Суперэгом, но Эго ему безусловно дороже. Он подхватывает Рики, почти тащит его к выходу и, видя, что они не успеют, с силой толкает его вперёд. Без этого толчка Рики остался бы внутри.
Вы знаете, что сталось с Ясоном.
Вспоминается Рикино "Как Ясон?" Ему не пришлось платить, правда?.. Пришлось. Рики заплатил за то, что они перестали играть - Ясону пришлось заплатить за то, чтобы они могли начать жить. Очень символично, что обе расплаты однотипны: тяжкое физическое увечье. Но ведь в итоге живы оба. Пусть и оба умирают.
Зато круг наконец замкнулся. Они оба отказались от масок, они ничего друг другу не должны. Они чистые.
Жестокая справедливость. Весьма в духе японского менталитета.
Рики видит, что произошло.
Ясон: "Забери Гая. У тебя (у вас?) мало времени".
Он не требует, чтобы Рики остался, хотя вправе. Более того - в такую минуту думает о Гае. Он хочет, чтобы Рики остался цельным. Он очень сильно его любит.
Но Рики-то уже знает, что останется. Он на секунду опускает голову, стискивает зубы - это длится очень недолго, но достаточно чётко показывает принятие решения. Именно поэтому он выносит Гая. Именно Гая - Суперэго ему больше не нужно. Он выносит Гая наружу, наверх, он выбрасывает его из их с Ясоном общей жизни - точнее, из их с Ясоном общей смерти. Чёрт возьми, Гай слишком долго отравлял им жизнь, чтобы позволить ему отравить им ещё и смерть.
Ясон смотрит Рики вслед. Думая, что видит его в последний раз. Потом закрывает глаза. Разбежался. Этот стервёныш даже умереть спокойно не даст.
Катце тормошит Рики. Судя по всему, тот либо потерял сознание, либо просто отключился на несколько секунд.
Рики (встрепенувшись): "Гай! Помоги Гаю!"
Казалось бы, странная фраза: с чего это Катце помогать Гаю, когда Ясон остался в Дана Бан? Ан нет, ничего странного. Ясону-то Рики поможет сам.
Катце: "И ты просто бросил его там?!"
Ох, Ид, ну и досталось же тебе, бедолаге. Как они с Ясоном тебя настращали. Ты всё ещё не доверяешь Рики. В общем-то, тебя можно понять. Ты испугано не меньше. Ты видишь, что план вроде бы сработал, но физически всё вышло из-под контроля. Ты не знаешь, что сейчас победит в Рики - внешняя привязанность или внутренние потребности. Оно и понятно. Тебя ведь не было в Дана Бан.
Добавлю для тех, кто утверждает, что Рики не вернулся бы, если бы ему не попенял Катце. Вы хоть понимаете, что было на кону? Катце не Суперэго, ему начхать на совесть Рики. Оно и понятно - какая к чёрту совесть, если жить осталось всего ничего? Не успеет замучить. Но как бы ни была сильна даже совесть, нельзя на одной голой совести заставить человека вернуться во взрывающееся здание и умереть вместе с тем, кто оказался там по его вине. Нет совести, способной вынудить на такое. Нет такой вины. А вот любовь - есть.
Другое волнует меня: вернулся бы Рики, если бы не был кастрирован? Если бы оставался петом?
Мне почему-то кажется, что нет. Когда он был петом, не было любви. Никакой. Они не могли её позволить ни себе, ни друг другу.
Ясон вспоминает слова, с которыми отпустил Рики. "Кольцо пета больше не удерживает тебя". Как же это созвучно тому, что происходит сейчас! Действительно, кольцо пета его больше не удерживает. Удерживает кое-что другое. "Я буду ждать этой минуты... Минуты, когда ты действительно станешь моим".
Дождался.
И вот идёт Рики. Его возлюбленный, его самурай. Идёт, чтобы разделить с ним смерть. Как полагается самураю и возлюбленному. Если он того хочет.
Вы же помните, что самураи - это свободные люди.
Ясон удивлён. Он ошарашен. Он не ожидал. Он слишком альтруистичен, чтобы требовать чего-то подобного даже от своих надежд.
Ясон: "Рики... Why?"
Снова то ли почему, то ли зачем? Скорее почему, потому что зачем - и так ясно.
Рики (видимо, обращаясь к Катце): "Поэтому я вернусь".
Катце: "Ты серьёзно?"
Ид не может поверить своему счастью.
Рики: "Он знал, что Гай будет помехой. Он рисковал собой, чтобы спасти меня. Этого достаточно, чтобы вернуться".
Не про Дана Бан он говорит. Отнюдь. Он говорит о новом понимании всего, что происходило с ними эти четыре года. Отношения "хозяин - пет" были мучительны в первую очередь для Рики. Ясон и раньше наверняка баловался вуаейризмом вкупе с БДСМ. Для него это более естественная и более привычная роль. А Рики его роль уничтожала. Его надо было спасать. И Ясон сделал это. Он отпустил его на волю - рискуя собственной ролью, собственной внутренней гармонией, которой ему только-только удалось достичь. Это очень много. Гораздо больше, чем отдать свои ноги за жизнь Рики.
И Катце даёт Рики "чёрную луну". Ту самую, в своё время послужившую предупреждением. Ну что ж, предупреждение проигнорировано.
Лицо Катце спокойное. Почти довольное. Ид в нём ликует. Сволочь...
Рики (садясь рядом с Ясоном): "Спорю, тебе скучно тут одному. Думаю, ты не против поболтать с кем-нибудь. Скажи, если я зануда. Я заткнусь".
Абсолютные глупости, исходя из обстоятельств, и говорит он их с болью в голосе. Но мне кажется, или правда сквозь эту боль пробивается улыбка? Интересно, шутил ли Рики с Ясоном хоть когда-нибудь? Болтали ли они о всякой ерунде, говорил ли Ясон: "Ох, Рики, заткнись, ты такой зануда"?
Думаю, что нет. Было нельзя. А теперь можно. Теперь всё можно. Например, положить голову Ясону на плечо. Просто потому, что так захотелось.
Рики: "Не в моём духе кокетничать, но я могу по крайней мере свернуться у твоих ног".
Могу. Я могу. Раньше не мог - не имел права, чёртова гордость не позволяла. А теперь я послал её подальше. Теперь мы оба послали подальше всё на свете. Слышишь, Ясон: я хочу свернуться у твоих ног. Всегда хотел. А теперь вот могу. Наконец-то.
Ещё секунду лицо у Ясона каменное. Он не может поверить. Потом опускает голову. И слегка улыбается.
Наверное, думает, что оно того стоило.
Взрывы. Рушится Дана Бан. Рушится старый мир. И неважно, что он погребёт под собой тех, кто его разрушил.
"Чёрная луна" - сигареты с ядом. Фаллос и смерть, Эрос и Танатос в долгожданном единстве. Ид жестоко. Ид безжалостно. Ид - это не только удовольствие, но и разрушение. Ид победило. Полностью. Сигареты в зубах Ясона и Рики: прямые, соприкасающиеся. Их первый и последний половой акт в качестве самих себя. Думаю, самый сладкий. Именно потому, что смертоносный.
Рики тесно прижимается к Ясону. Как никогда тесно. Как будто стремясь стать с ним одним целым.
Что, в общем-то, и происходит.
Рушится Дана Бан.
Кричит Юпитер: компьютер, до того излагавший свои взгляды модемным попискиванием, кричит полным горя женским голосом.
Дрожащие от боли глаза Рауля. Губы произносят одно слово. Не знаю, какое.
Лопнувшее стекло - это ещё больше чем перевёрнутое, это бесповоротность. Это конец.
Они проиграли.
Катце - Ид. Приходит в тёмный дом. Привычно закуривает. Какое-то время курит, не открывая глаз. Курит, чувствуя в себе силу. Силу победителя. Оно победило так же безоговорочно, как проиграло Суперэго. Ура. Ура.
Я победило, думает Ид и плачет.
Сигарета выпадает из его рта. Падает на пол, но не гаснет. Всё кончено... и ничего не кончено. Сигарета не гаснет. Ид плачет на фоне тоненькой струйки сигаретного дыма, победно тянущегося вверх. Плачет над своей пирровой победой.
Гай на пепелище. Да, Гай. Суперэго умерло вместе с Рики. Своей смертью Рики освободил его - освободил Гая. От своего Суперэго - и от себя. А потому и сам ушёл свободным.
Они оба ушли свободными.
Послесловие
"Любовь и смерть - два излюбленных мотива человечества,
ведь и над любовью, и над смертью так сладко поплакать,
особенно когда они слиты воедино".
Анабель Лурье.
Гай: "Ты можешь соглашаться или отрицать, но за такую любовь можно расплатиться только так".
Он прав. До чего же он прав.
Финал АнК трагичен, это признают все... Возможно, делая поспешные выводы. Следует ли в этом изломанном, дефективном мире оставлять привязку к традиционному - для европейца - мировоззрению? Не думаю. Кто-то возразит, что, как ни крути, они всё равно погибли бы. И это очень сомнительно. Рики изувечен. Но на Амой большинству кастратов живётся лучше, чем полноценным мужчинам (уж простите мне подобный цинизм). Ясон остался без ног. Но даже в наше время вовремя оказанная медицинская помощь может в такой ситуации спасти человеку жизнь, и даже в наше время делают чудо-протезы, помогающие ходить безногим - думаю, на супер-развитом Амой для Первого Консула уж как-нибудь расстарались бы. Ясон и Рики решают уйти из жизни, как истинные самураи решают совершить сеппуку - это именно решение, это ещё один поступок. Последний поступок в рамках фильма. Но говорит он очень о многом.
Перед этим я попытался доказать, что в итоге и Ясон, и Рики победили свои Суперэго, признали своё Ид, смирились со своей дефективностью и, наконец, обрели свободу. Но по иронии судьбы именно поэтому для них не остаётся иного выхода, кроме смерти. Пока они жили в дефективном мире, пряча от него свою дефективность - в первую очередь потому, что прятали её от самих себя, - пока они играли по заданным правилам, их существование в этом мире было возможным. Теперь они осознали и приняли свою дефективность - но мир, их окружающий, своей дефективности по-прежнему не принимает и не осознаёт. За гармонию с собой Ясон и Рики заплатили окончательной и бесповоротной дисгармонией с социумом. Они могли попытаться существовать в нём и дальше, хоть уже и не по-прежнему, но выбрали смерть. И их выбор можно понять - потому что продолжая испытывать давление, теперь уже со стороны внешней, а не внутренней, они были бы вынуждены адаптироваться, чтобы выжить - и снова начали бы изменяться.
Трудно предположить, куда бы их завели такие изменения, но попробовать можно. И мне совсем не нравятся наиболее вероятные выводы. Единожды использованный метод при достижении цели осознаётся - стало быть, действовать перестаёт. Ясону уже не поможет роль хозяина, Рики больше не спасёт роль пета. Самое очевидное и самое ужасное в этом случае - инверсия ролей, то есть банальный ими обмен. Жуткая основа для фанфикшена - и своей простотой, и своей безжалостностью. Почти наверняка подобный эксперимент закончился бы провалом: слишком несвойственны такие роли для героев (на прежние роли они подходили почти идеально, именно потому роли эти возымели терапевтическое действие). В лучшем случае последовал бы болезненный разрыв, в худшем... Я не хочу даже думать об этом.
Осознавали Ясон и Рики это или нет, неизвестно - но выбор они сделали правильный. Более того - единственно верный. И это позволяет мне сделать невероятное заключение: финал АнК - счастливый. Самый счастливый из всех возможных. И это лишь подтверждается маленьким, но удивительным фактом: Рики и Ясон уходят цельными, чтобы не быть сломанными поломанной системой - и своим уходом делают систему цельной. Потому что почти человеческий крик чего-то очень похожего на горе, исторгнутый Юпитер - машиной! - говорит о потрясающем факте: изгнав из себя дефективные элементы, мир осознал свою собственную дефективность. Именно поэтому так трудно говорить о том, что произойдёт после того, как закончатся титры. Но бесспорно одно: маленькая больная любовь маленьких больных людей сдвинула чудовищный монолит с мёртвой точки, и Амой вряд ли когда-нибудь станет таким, как прежде.
У всего есть две стороны, и за всё надо платить. Но плата почти всегда стоит того. Это история о честности - в первую очередь перед самим собой. О боли, которой за неё расплачиваешься. И о том, что результат стоит этой боли.
Даже той боли, которую чувствую я, говоря всё это.
P.S. Когда я редактировал эту статью, параллельно слушая музыку из финальных титров АнК, в комнату вошёл близкий мне человек. "Красивая музыка", - заметил он. "Да, - ответил я. - Жалостливая, правда?" И он сказал: "Нет. Очень светлая".
(c) Cris Koyani
февраль 2003

Сначала - стол. Что-то вроде снятого пояса и - окурки. Много окурков. Кто курил? Не важно. Символика всё та же: всё кончено. Для всех. Нет контроля, нет памяти, нет пути назад. Теперь уже действительно нет.
читать дальшеГай склоняется над Рики. Это лицо прежнего Гая. Почти красивое. С нежностью и обожанием в глазах. Конечно - ведь Суперэго угомонилось, отпустило бедного парня, вынужденного быть его персонификацией. Оно решило, что победило.
Поцелуй - последний. Очень символично, что Рики его не чувствует. Гай уходит. Подозрительно долгий кадр: две бутылки. Одна перевёрнутая, другая стоит. Опять обратная символическая аллюзия от вина Блонди - один контроль сохранил, другой потерял. Есть ещё и более фрейдистская, более буквальная и более грубая трактовка, но мне она в данном случае не нравится. Хотя, учитывая то, что Гай сделал с Рики, она вполне уместна.
Рики медленно открывает глаза, поворачивается на бок. Быстрый взгляд вниз, и тут же - к делу. Звонок Катце.
Кто-то ещё будет меня уверять, что Гай кастрировал Рики насильно? Какие вообще могут быть вопросы в этом смысле? Ну представьте (не приведи Юпитер, конечно, но гипотетически): вот с вами такое сотворили. Видимо, хорошо приложив по голове бутылкой из-под стаута вместо анестезии (или тем же шокером, уже проверенным в действии). Вы, естественно, ничего не чувствуя и не подозревая, приходите в себя. Что, вы посмотрите вниз, хмыкнете и вернётесь к обычным делам? Рики полагалось как минимум завопить и начать шарить руками по кровати с криками "Где ты, маленький Рики?" Делает он что-то подобное? Отнюдь. Он даже не удивлён. Хотя ему, без сомнения, очень больно. Вероятно, он просто истекает кровью.
Но нет никаких сомнений: он сознательно позволил Гаю кастрировать себя. Думаю, не без благодарности в глубине души.
Входит Катце. С пистолетом. Почти издёвка. Оружие, особенно огнестрельное - тоже фаллический символ.
Рики сидит, свесив руки и голову между колен. На него жутко смотреть. Действительно жутко.
Потому что это не Рики.
Просто сказать - отрежь член, избавься от роли пета, раз-два. Это ведь не просто роль. Не только роль. Это защита, это стена, это то, чем измученное запутавшееся Эго ограждало себя на протяжении многих лет - и при возвращении в Керес тоже. И вот все защитные покровы сметены. Это всё равно что оказаться одному в ледяной пустыне. Это не Рики - это голое, мокрое, избитое, едва живое Эго. Оно ничего не соображает, ему дико больно и страшно просто до одури.
Как же надо было любить Ясона, чтобы пойти на такое!
Катце: "Я ожидал чего-то в этом роде. Ты действительно безнадёжен".
Ид ожидало, что Эго пойдёт погулять. Оно привыкло, что Рики то и дело ударяет в голову классовая гордость. Вот дурак, думает оно, как же ты меня замучил.
Оно ещё ничего не знает.
Кстати, спокойствие Катце говорит о том, что нигде нет крови. Надо же, как Гай аккуратно справился с задачей.
Катце: "Ну и кто тебя надоумил? Гай?"
Это отголосок "где они?", оброненного Ясоном. Ид - общее Ид Рики и Ясона - понимает, что Рики "скорее жив, чем мёртв", и его формирующиеся установки не смогли бы пошатнуться сами по себе. Ясен пень, тут дело в Гае. В Суперэго.
Ясон не понимает природу Гая, но Катце - да. Потому что природа у них в чём-то схожа. Они - другая сторона.
Рики: "Как Ясон?"
Ох, я-то плохо, я плохо, я просто подыхаю, веришь? А он-то как? Надеюсь, ему не пришлось платить... Разве этой боли недостаточно, чтобы заплатить за нас обоих?
Катце: "Иди и посмотри".
Хватит прятаться, может, достаточно для этого раза?
Рики: "Слишком поздно. Я больше не могу видеть его... Я не могу вернуться, Катце. Я больше не мужчина. Я теперь то же, что и ты. Это был единственный способ снять кольцо пета. Какая горькая расплата".
Не забывайте: это Эго. Голое, беззащитное, испуганное. Это вопль ребёнка, покидающего уютную тюрьму материнского лона и впервые видящего настоящий мир. Мир без спасительной защитной оболочки. Ты не можешь вернуться к Ясону, кричит Эго, впервые в жизни полностью лишившееся суровой поддержки Суперэго и с перепугу вспомнившее всё, чем его учили. Ты не можешь вернуться, ведь ты потерял свою главную игрушку! Как же вы с Ясоном теперь будете играть? А они не будут играть больше. Никогда. Просто Эго ещё не осознало, что можно быть вместе, не играя. Поэтому ему так больно. Так больно и так страшно, что я просто не могу на это смотреть. Но что поделать - "горькая расплата". Расплата за слишком долгие игры, за право чувствовать то, что хочешь, и не признаваться себе в этом.
Реакция Ид - гнев и ужас. Оно видит слабость Эго. Оно понимает, что нет никакой уверенности в том, что из этого что-то выйдет. Рики не был готов. Ему было нужно ещё немного времени. Но выбора не оставалось. И теперь можно надеяться только на силу его Эго. А Катце в ней не уверен - Ид в ней не уверено. Отсюда - ярость и резкие фразы вроде "идиот" и "глупости". Конечно, идиот, конечно, глупости. Но даже глупости, сделанные идиотом, в умелых руках можно применить с пользой.
Конец этой сцены - первый луч света.
Рики: "Прости. Я разберусь с этим".
Он не храбрится. Он правда так думает. И уже почти улыбается. Глазами.
Ясон и Гай
Развевающиеся волосы обоих. Две силы, две стихии: внешняя и внутренняя, конструктивная и деструктивная. Наш последний бой.
Ясон: "Ты Гай, да?.. Бывший партнёр, строящий из себя рыцаря?"
Ни черта ты не понимаешь, думает он. И Рики знает, что ты ни черта не понимаешь. Ты один воображаешь, что всё знаешь лучше всех. Лучше нас.
Внутри:
Ясон: "Не говори, что ты держал Рики в месте вроде этого".
Английское confine используется только в контексте "держать в заключении". Потрясённая интонация Ясона говорит о том же. Стало быть, он всё прекрасно понимает. И его недавнее "они" не говорило о том, что он подозревает Рики в умышленном побеге. Ясон знал: его заставили. И продолжает так считать. Небезосновательно, согласитесь.
Гай: "Не говори, что Блонди Танагуры скажет такое от души".
Ясон: "Хозяин не нуждается в причинах, чтобы заботиться о своём пете".
Он всё ещё играет. Он ведь не знает, что игра окончена, что нет смысла и дальше придерживаться ролей. Ясон хоть немного честен только со своим Ид и Суперэго - а кто такой этот монгрел, чтобы приоткрывать ему часть себя, часть его и Рики? Попытаться убедить в искренности намерений? Полноте. Он того не стоит. Не как монгрел - как человек, пытающийся решать проблемы насилием.
Гай: "Держу пари, ты считаешь меня психом. Что может сделать чокнутый монгрел против Блонди? Но, чёрт, дерьмо тоже имеет гордость".
Как должно быть смешно Ясону это слушать! Монгрел, насильник, дурак будет говорить ему, Блонди и умнице, что такое гордость. Ему, который, имея для гордости все основания, сумел от неё отказаться.
Ясон: "Верни его. Он мой пет".
Продолжаем играть. С чего бы останавливаться?
Гай бесится из-за слова "мой": помните, как он шептал "Не его, Рики, только не его!" А пет, не пет - уже всё равно. Гай ведь полагает, что эта проблема решена. Так и есть. Но вовсе не тем образом, как он думает. Подобные Гаи всегда мыслят узко, исключительно формальными материальными категориями. Нет члена - нет проблемы. Ну так забирай то, что для тебя важно.
Ясон в шоке. Мне кажется, он думает о боли, которую пришлось пережить Рики. Закономерное предположение, если вспомнить о том, как он отреагировал на мысль, что Гай держал Рики в таком неуютном месте.
Ясон: "Я... убью тебя!!"
Кто-то ещё будет меня уверять, что Блонди не способны испытывать эмоции? А если способны, то идеально их контролируют? Я слышал мнение, что столь дикая ярость Ясона в этом моменте - ярость собственника, у которого отобрали дорогую вещь. Но ни один собственник, тем более "безэмоциональный" Блонди, не станет бросаться с кулаками на обидчика. Тут что-то гораздо более простое и глубокое. Например, боль за того, кого любишь.
Его нога разбивает коробку из-под кольца пета. Ясону нет до него дела. Ему нет дела до петства Рики, до того, что это петство символизирует. К чёрту. Этот псих изуродовал его любимого. Ясон вряд ли понимает значение, которые имеет для Рики кастрация. Исходя из предыдущих реплик, скорее, он уверен, что Гай кастрировал Рики насильно. Полагаю, он удивился бы, если бы Рики попытался объяснить, как важно ему было снять кольцо самому. Думаю, он сказал бы что-то вроде: "Тебе ведь достаточно было попросить меня". И, думаю, знал бы, что лжёт. Сам бы он не сделал этого никогда - не решился бы. Как можно быть уверенным в Рики?.. Как можно быть уверенным, что это не старые позывные "пусти - не пущу"? Так что по-любому хорошо, что не дошло до такого разговора. Он всё равно ни к чему бы не привёл.
Финал в Дана Бан
Рики и Катце. Рики идёт к Дана Бан, Катце остаётся. Почему?
Уже доверяет? Уже верит, что Эго пришло в себя и готово принять окончательное решение?
Ведь для Рики теперь два пути. Я о них говорил в самом начале. Или к Ясону, или прочь от него. Но больше не по принуждению Ид или Суперэго. Просто - исходя из того, что он действительно хочет.
Рики, шатаясь, бежит по коридору. Слышит сдавленный крик.
Рики: "Гай..."
Думаю, он понял, что Ясон тоже внутри. Пока что трудно судить, о чём говорит его поспешность и это слабое "Гай..." Он мог решить вернуться к Гаю. Он мог решить вернуться к Ясону - но для дальнейшей спокойной жизни ему все-таки необходимо сохранить цельность. Сохранить Гая. По крайней мере живым.
Первый взрыв. Ясон статичен, лицо разгладилось, взгляд отстранён - первый шок прошёл, он не собирается пачкаться о Гая и дальше. Может быть, понимая теперь, что не имеет права убить бывшего любовника Рики. А подсознательно - зная, что не может вмешиваться в его отношения со своим Суперэго.
Гай (Суперэго в чистом виде): "Я не отдам его. Ты уйдёшь вместе со мной".
Тут даже комментарии излишни. И так всё ясно.
Ясон просто даёт ему ногой по зубам. Всё. Этого достаточно.
Рики ломится в дверь. Зовёт Гая. Наверное, боится звать Ясона. Мне кажется, он не знал, кого выбрал, пока не открылась дверь
Лицо Рики. На нём растерянность, но удивления нет. Робкий шаг назад - он не знает, как Ясон воспринимает всё произошедшее, понимает ли глубинный смысл, или видит только внешнее. Ясон шагает к нему и обнимает. Очень порывисто. Но не крепко. Можно вырваться - если захочешь.
Рики не вырывается.
Вот это и есть его поступок - главный поступок, пожалуй, самый главный из всех, которые он совершает. Это первые объятия, в которых он может быть самим собой. И он не прижимается к Ясону, не просит этим жестом спасти его голое, беззащитное Эго, но и не вырывается, демонстрируя готовность к окончательному разрыву. Он стоит неподвижно, не напрягаясь, расслабленно - это поза смирения со своей дефективностью, со своей сущностью, нежелание ломать её и обманывать себя дальше. И это позволяет мне утверждать: да, Рики любил Ясона. Именно это, а не его возвращение и готовность умереть вместе.
Кадр, который можно найти в скриншотах: объятия Ясона и Рики крупным планом. В глазах обоих - страшная усталость.
Их разъединяет только взрыв. Неизвестно, как долго они стояли бы так, если бы он не прогремел. Рики отстраняется и только теперь замечает Гая. Глаза открыты, но жизни в них нет. Умирающее, почти уже мёртвое Суперэго. Умирающая, почти уже мёртвая часть Рики.
Я прекрасно понимаю его ужас.
Рики: "Не может быть... Почему? (Зачем?) Ты обещал не причинять ему вреда!"
Это же моё Суперэго, это же часть меня, ну как ты всё ещё этого не понимаешь?! Я могу ненавидеть его, но я никогда не смогу от него окончательно отказаться! Ведь это буду уже не я! Что же ты наделал?!
Вместо ответа Ясон показывает кольцо. В глазах вопрос. Ты понимаешь, что это значит? Он сделал тебе больно. Да его мало за это просто убить.
Ясон: "Это неотвратимое возмездие. Идём, Рики. Что такое?"
Рики (кладя руку Ясону на плечо): "Ясон, пожалуйста. Я не могу оставить Гая здесь. Он ведь не умер, правда? Пожалуйста, спаси его!"
Две вещи: во-первых, раньше Рики никогда не касался Ясона первым. Во-вторых, я согласен с Шулдихом, что скорее всего он никогда ни о чём Ясона не просил. Давняя реплика о том, что он задыхается в Эосе, исходит от Ясона - не думаю, что Рики оформил это как просьбу. Тогда он ещё не имел права просить. Но теперь всё изменилось. Он больше не пет, Ясон больше не хозяин. Если между ними и сохранилась субординация (всё-таки это неизбежно - ни в одной паре нет настоящего равенства), то она больше напоминает субординацию между самураями (аниме-то японское). Они почти равны, но "некоторые равнее других". Больше не вещь и владелец - но они навсегда останутся слугой и господином. Разница в том, что это уже не игра. И в том, что слуга, в отличие от вещи, может уйти. Если захочет. Потому что у него есть те же достоинства и права, что и у господина, просто он сознательно и добровольно ими поступается ради того, кто для него важен. По большому счёту, в паре любящих друг друга людей всегда один вассал, а другой сюзерен. Так вот, в средневековье среди самураев практиковалась так называемая "просьба на всю жизнь". Самурай имел право единожды обратиться с господину с просьбой. И господин был обязан эту просьбу выполнить. Но с той поры и до самой смерти самурай обязывался никогда ни о чём не просить. Мне кажется, здесь имеет место нечто подобное. И ничего удивительного, что Ясон эту просьбу выполняет. Это просьба на всю жизнь, просьба от равного, добровольно отказавшегося от своего равенства. Рики просит не убивать часть его. Просит позволить ему сохранить целостность. Ясон не может отказать ему. Думаю, и не хочет.
Но прежде, чем понять это, он должен кое-что прояснить для себя. Он должен знать, важен ли Гай для Рики только как воплощение его Суперэго, или же как сам Гай. Последнее сильно затруднило бы их с Ясоном дальнейшее взаимопонимание. Для того, чтобы узнать это, Ясон должен задать правильный вопрос. Вопрос, на который можно ответить только честно.
А кто у нас задает только честные вопросы?..
Ясон: "Ты любишь его... так сильно?"
Опыт откровенности с Ид не прошёл даром. Думаю, Ясон только теперь понял, что имел в виду Катце, в своё время задавая ему абсолютно аналогичный вопрос.
Трудно перевести ответ Рики. А жаль. Он не принципиален - в худшем случае он может означать лишь то, что Рики любит Гая. Но это ведь нисколько не мешает ему любить Ясона. Более того - очевидно, какую любовь он выбирает. Я не знаю, что он говорит на японском - но в английском это переведено как "That's not it". Дословно: "Это не то". Может означать как "нет, это не любовь", так и "это здесь ни при чём". Последнее как раз подразумевает: да, люблю, но не в том дело. Следующая фраза Рики созвучна с обеими версиями. Он говорит: "Ты и я driven ("втянули" либо "довели") его в это". Это может быть настоящей причиной (если Рики не любит Гая) либо более веской причиной. Но так или иначе - Рики чувствует ответственность за произошедшее. Сейчас он вынужден отвечать на прямой вопрос Ясона, нашёптанный Ид, то есть говорят они о Гае, о парне по имени Гай, а не о том, что им движет. И даже если принимать слова Рики как признание в том, что Гая он все-таки любит - сам же Рики утверждает, что дело не в этом. Любовь к Гаю не столь важна, как чувство вины, которые будет тяготить Рики, если он даст Гаю умереть. Единственное, пожалуй, проявление эгоизма со стороны Рики за весь фильм. Но также и подтверждение того, что, если Рики и любит Гая, то меньше, чем Ясона. Потому что ради Ясона он позволил себя кастрировать, а Гая хочет спасти ради собственного спокойствия. Огромная жертва - и вопиющий эгоизм. Ещё вопросы есть?
Но чтобы Ясон понял, что не всё так просто, Рики спешит объяснить ему своё отношение к Гаю.
Рики: "Это нормально для тебя, но если я abandon его сейчас, я буду хуже дерьма! Я не смогу жить с этим!"
Очень важная реплика и очень многозначная. Abandon - "оставлять" и "отказываться". Как об отношении Рики к Гаю говорит явно: я хочу спасти его, чтобы потом не мучиться самому. Как об отношении Рики к Суперэго - не менее явно: если я откажусь от этой части себя, я превращусь в ничтожество. В убогое подобие человека, от которого оторвали треть его сути. И, конечно, жить с этим невозможно. Действительно невозможно. Это шаг к настоящему безумию.
И ещё: фраза "это нормально для тебя". Последняя точка в утверждении: Ясон всё понимает и Рики всё понимает. Теперь, со стороны, конечно, виднее. Рики знает, что играть Ясона вынуждал разум. Он понимает, что его самого вынуждали играть чувства. А чувства побороть труднее. Ясону гораздо проще отказаться от своего Суперэго, чем Рики от своего. И он напоминает Ясону об этом.
Теперь Ясону всё ясно. Рики побеждает Суперэго, для него не важен Гай, но он не хочет ни отказываться от первого, ни убивать второго. Очень разумно и весьма достойно. Я им немножко горжусь.
Ясон, думаю, тоже. Он всё понимает и без единого слова выполняет просьбу Рики.
И всё могло бы быть хорошо, если бы не эта долбаная взрывчатка.
Ясон идёт по коридору, Рики еле плетётся за ним. На какой-то миг Ясон оборачивается, словно проверить, всё ли в порядке - совершенно не созвучно с версией Шулдиха о том, что в эту минуту Рики должен быть ему слегка противен. Тогда уж логичнее было бы идти с каменным лицом и делать вид, что Рики здесь нет.
В этом месте качество записи у меня неважное, но я думаю, что могу с уверенностью описать произошедшее.
Снова взрывы. Ясон, уже успевший выйти из ворот, бросается назад, отшвыривая Гая, как куклу. Суперэго-Суперэгом, но Эго ему безусловно дороже. Он подхватывает Рики, почти тащит его к выходу и, видя, что они не успеют, с силой толкает его вперёд. Без этого толчка Рики остался бы внутри.
Вы знаете, что сталось с Ясоном.
Вспоминается Рикино "Как Ясон?" Ему не пришлось платить, правда?.. Пришлось. Рики заплатил за то, что они перестали играть - Ясону пришлось заплатить за то, чтобы они могли начать жить. Очень символично, что обе расплаты однотипны: тяжкое физическое увечье. Но ведь в итоге живы оба. Пусть и оба умирают.
Зато круг наконец замкнулся. Они оба отказались от масок, они ничего друг другу не должны. Они чистые.
Жестокая справедливость. Весьма в духе японского менталитета.
Рики видит, что произошло.
Ясон: "Забери Гая. У тебя (у вас?) мало времени".
Он не требует, чтобы Рики остался, хотя вправе. Более того - в такую минуту думает о Гае. Он хочет, чтобы Рики остался цельным. Он очень сильно его любит.
Но Рики-то уже знает, что останется. Он на секунду опускает голову, стискивает зубы - это длится очень недолго, но достаточно чётко показывает принятие решения. Именно поэтому он выносит Гая. Именно Гая - Суперэго ему больше не нужно. Он выносит Гая наружу, наверх, он выбрасывает его из их с Ясоном общей жизни - точнее, из их с Ясоном общей смерти. Чёрт возьми, Гай слишком долго отравлял им жизнь, чтобы позволить ему отравить им ещё и смерть.
Ясон смотрит Рики вслед. Думая, что видит его в последний раз. Потом закрывает глаза. Разбежался. Этот стервёныш даже умереть спокойно не даст.
Катце тормошит Рики. Судя по всему, тот либо потерял сознание, либо просто отключился на несколько секунд.
Рики (встрепенувшись): "Гай! Помоги Гаю!"
Казалось бы, странная фраза: с чего это Катце помогать Гаю, когда Ясон остался в Дана Бан? Ан нет, ничего странного. Ясону-то Рики поможет сам.
Катце: "И ты просто бросил его там?!"
Ох, Ид, ну и досталось же тебе, бедолаге. Как они с Ясоном тебя настращали. Ты всё ещё не доверяешь Рики. В общем-то, тебя можно понять. Ты испугано не меньше. Ты видишь, что план вроде бы сработал, но физически всё вышло из-под контроля. Ты не знаешь, что сейчас победит в Рики - внешняя привязанность или внутренние потребности. Оно и понятно. Тебя ведь не было в Дана Бан.
Добавлю для тех, кто утверждает, что Рики не вернулся бы, если бы ему не попенял Катце. Вы хоть понимаете, что было на кону? Катце не Суперэго, ему начхать на совесть Рики. Оно и понятно - какая к чёрту совесть, если жить осталось всего ничего? Не успеет замучить. Но как бы ни была сильна даже совесть, нельзя на одной голой совести заставить человека вернуться во взрывающееся здание и умереть вместе с тем, кто оказался там по его вине. Нет совести, способной вынудить на такое. Нет такой вины. А вот любовь - есть.
Другое волнует меня: вернулся бы Рики, если бы не был кастрирован? Если бы оставался петом?
Мне почему-то кажется, что нет. Когда он был петом, не было любви. Никакой. Они не могли её позволить ни себе, ни друг другу.
Ясон вспоминает слова, с которыми отпустил Рики. "Кольцо пета больше не удерживает тебя". Как же это созвучно тому, что происходит сейчас! Действительно, кольцо пета его больше не удерживает. Удерживает кое-что другое. "Я буду ждать этой минуты... Минуты, когда ты действительно станешь моим".
Дождался.
И вот идёт Рики. Его возлюбленный, его самурай. Идёт, чтобы разделить с ним смерть. Как полагается самураю и возлюбленному. Если он того хочет.
Вы же помните, что самураи - это свободные люди.
Ясон удивлён. Он ошарашен. Он не ожидал. Он слишком альтруистичен, чтобы требовать чего-то подобного даже от своих надежд.
Ясон: "Рики... Why?"
Снова то ли почему, то ли зачем? Скорее почему, потому что зачем - и так ясно.
Рики (видимо, обращаясь к Катце): "Поэтому я вернусь".
Катце: "Ты серьёзно?"
Ид не может поверить своему счастью.
Рики: "Он знал, что Гай будет помехой. Он рисковал собой, чтобы спасти меня. Этого достаточно, чтобы вернуться".
Не про Дана Бан он говорит. Отнюдь. Он говорит о новом понимании всего, что происходило с ними эти четыре года. Отношения "хозяин - пет" были мучительны в первую очередь для Рики. Ясон и раньше наверняка баловался вуаейризмом вкупе с БДСМ. Для него это более естественная и более привычная роль. А Рики его роль уничтожала. Его надо было спасать. И Ясон сделал это. Он отпустил его на волю - рискуя собственной ролью, собственной внутренней гармонией, которой ему только-только удалось достичь. Это очень много. Гораздо больше, чем отдать свои ноги за жизнь Рики.
И Катце даёт Рики "чёрную луну". Ту самую, в своё время послужившую предупреждением. Ну что ж, предупреждение проигнорировано.
Лицо Катце спокойное. Почти довольное. Ид в нём ликует. Сволочь...
Рики (садясь рядом с Ясоном): "Спорю, тебе скучно тут одному. Думаю, ты не против поболтать с кем-нибудь. Скажи, если я зануда. Я заткнусь".
Абсолютные глупости, исходя из обстоятельств, и говорит он их с болью в голосе. Но мне кажется, или правда сквозь эту боль пробивается улыбка? Интересно, шутил ли Рики с Ясоном хоть когда-нибудь? Болтали ли они о всякой ерунде, говорил ли Ясон: "Ох, Рики, заткнись, ты такой зануда"?
Думаю, что нет. Было нельзя. А теперь можно. Теперь всё можно. Например, положить голову Ясону на плечо. Просто потому, что так захотелось.
Рики: "Не в моём духе кокетничать, но я могу по крайней мере свернуться у твоих ног".
Могу. Я могу. Раньше не мог - не имел права, чёртова гордость не позволяла. А теперь я послал её подальше. Теперь мы оба послали подальше всё на свете. Слышишь, Ясон: я хочу свернуться у твоих ног. Всегда хотел. А теперь вот могу. Наконец-то.
Ещё секунду лицо у Ясона каменное. Он не может поверить. Потом опускает голову. И слегка улыбается.
Наверное, думает, что оно того стоило.
Взрывы. Рушится Дана Бан. Рушится старый мир. И неважно, что он погребёт под собой тех, кто его разрушил.
"Чёрная луна" - сигареты с ядом. Фаллос и смерть, Эрос и Танатос в долгожданном единстве. Ид жестоко. Ид безжалостно. Ид - это не только удовольствие, но и разрушение. Ид победило. Полностью. Сигареты в зубах Ясона и Рики: прямые, соприкасающиеся. Их первый и последний половой акт в качестве самих себя. Думаю, самый сладкий. Именно потому, что смертоносный.
Рики тесно прижимается к Ясону. Как никогда тесно. Как будто стремясь стать с ним одним целым.
Что, в общем-то, и происходит.
Рушится Дана Бан.
Кричит Юпитер: компьютер, до того излагавший свои взгляды модемным попискиванием, кричит полным горя женским голосом.
Дрожащие от боли глаза Рауля. Губы произносят одно слово. Не знаю, какое.
Лопнувшее стекло - это ещё больше чем перевёрнутое, это бесповоротность. Это конец.
Они проиграли.
Катце - Ид. Приходит в тёмный дом. Привычно закуривает. Какое-то время курит, не открывая глаз. Курит, чувствуя в себе силу. Силу победителя. Оно победило так же безоговорочно, как проиграло Суперэго. Ура. Ура.
Я победило, думает Ид и плачет.
Сигарета выпадает из его рта. Падает на пол, но не гаснет. Всё кончено... и ничего не кончено. Сигарета не гаснет. Ид плачет на фоне тоненькой струйки сигаретного дыма, победно тянущегося вверх. Плачет над своей пирровой победой.
Гай на пепелище. Да, Гай. Суперэго умерло вместе с Рики. Своей смертью Рики освободил его - освободил Гая. От своего Суперэго - и от себя. А потому и сам ушёл свободным.
Они оба ушли свободными.
Послесловие
"Любовь и смерть - два излюбленных мотива человечества,
ведь и над любовью, и над смертью так сладко поплакать,
особенно когда они слиты воедино".
Анабель Лурье.
Гай: "Ты можешь соглашаться или отрицать, но за такую любовь можно расплатиться только так".
Он прав. До чего же он прав.
Финал АнК трагичен, это признают все... Возможно, делая поспешные выводы. Следует ли в этом изломанном, дефективном мире оставлять привязку к традиционному - для европейца - мировоззрению? Не думаю. Кто-то возразит, что, как ни крути, они всё равно погибли бы. И это очень сомнительно. Рики изувечен. Но на Амой большинству кастратов живётся лучше, чем полноценным мужчинам (уж простите мне подобный цинизм). Ясон остался без ног. Но даже в наше время вовремя оказанная медицинская помощь может в такой ситуации спасти человеку жизнь, и даже в наше время делают чудо-протезы, помогающие ходить безногим - думаю, на супер-развитом Амой для Первого Консула уж как-нибудь расстарались бы. Ясон и Рики решают уйти из жизни, как истинные самураи решают совершить сеппуку - это именно решение, это ещё один поступок. Последний поступок в рамках фильма. Но говорит он очень о многом.
Перед этим я попытался доказать, что в итоге и Ясон, и Рики победили свои Суперэго, признали своё Ид, смирились со своей дефективностью и, наконец, обрели свободу. Но по иронии судьбы именно поэтому для них не остаётся иного выхода, кроме смерти. Пока они жили в дефективном мире, пряча от него свою дефективность - в первую очередь потому, что прятали её от самих себя, - пока они играли по заданным правилам, их существование в этом мире было возможным. Теперь они осознали и приняли свою дефективность - но мир, их окружающий, своей дефективности по-прежнему не принимает и не осознаёт. За гармонию с собой Ясон и Рики заплатили окончательной и бесповоротной дисгармонией с социумом. Они могли попытаться существовать в нём и дальше, хоть уже и не по-прежнему, но выбрали смерть. И их выбор можно понять - потому что продолжая испытывать давление, теперь уже со стороны внешней, а не внутренней, они были бы вынуждены адаптироваться, чтобы выжить - и снова начали бы изменяться.
Трудно предположить, куда бы их завели такие изменения, но попробовать можно. И мне совсем не нравятся наиболее вероятные выводы. Единожды использованный метод при достижении цели осознаётся - стало быть, действовать перестаёт. Ясону уже не поможет роль хозяина, Рики больше не спасёт роль пета. Самое очевидное и самое ужасное в этом случае - инверсия ролей, то есть банальный ими обмен. Жуткая основа для фанфикшена - и своей простотой, и своей безжалостностью. Почти наверняка подобный эксперимент закончился бы провалом: слишком несвойственны такие роли для героев (на прежние роли они подходили почти идеально, именно потому роли эти возымели терапевтическое действие). В лучшем случае последовал бы болезненный разрыв, в худшем... Я не хочу даже думать об этом.
Осознавали Ясон и Рики это или нет, неизвестно - но выбор они сделали правильный. Более того - единственно верный. И это позволяет мне сделать невероятное заключение: финал АнК - счастливый. Самый счастливый из всех возможных. И это лишь подтверждается маленьким, но удивительным фактом: Рики и Ясон уходят цельными, чтобы не быть сломанными поломанной системой - и своим уходом делают систему цельной. Потому что почти человеческий крик чего-то очень похожего на горе, исторгнутый Юпитер - машиной! - говорит о потрясающем факте: изгнав из себя дефективные элементы, мир осознал свою собственную дефективность. Именно поэтому так трудно говорить о том, что произойдёт после того, как закончатся титры. Но бесспорно одно: маленькая больная любовь маленьких больных людей сдвинула чудовищный монолит с мёртвой точки, и Амой вряд ли когда-нибудь станет таким, как прежде.
У всего есть две стороны, и за всё надо платить. Но плата почти всегда стоит того. Это история о честности - в первую очередь перед самим собой. О боли, которой за неё расплачиваешься. И о том, что результат стоит этой боли.
Даже той боли, которую чувствую я, говоря всё это.
P.S. Когда я редактировал эту статью, параллельно слушая музыку из финальных титров АнК, в комнату вошёл близкий мне человек. "Красивая музыка", - заметил он. "Да, - ответил я. - Жалостливая, правда?" И он сказал: "Нет. Очень светлая".
(c) Cris Koyani
февраль 2003
